Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на выживание
> Готовься к сложностям

Закругления - на скорости (По: Бонн А. Мастерство управления автомобилем. /Пер. с франц. - М.: Транспорт, 1985 - 86 с.). Опасность закруглений характеризуется их крутизной, скользкостью, неровностями, помехами на проезжей части, глубокой обочиной, крутым спуском и т.д. Неверные реакции - резко тормозить или резко "газовать" приводят к авариям. Ступенчатый и прерывистый способы торможения на крутых закруглениях непригодны из-за опасности блокирования колес.

Блокирование любого колеса приводит к заносу автомобиля, а блокирование всех колес - к скольжению по касательной к закруглению. При подходе к закруглению определи его сложность - крутизну и длину дуги, форму искривления, характер покрытия, наличие обочины, наклон полотна дороги, вид неровностей.

Определи возможную скорость прохождения закругления и сравни ее со скоростью автомобиля, чтобы выбрать малоинтенсивный или экстренный способ торможения для снижения скорости перед закруглением. Понижающую передачу включи на подходе к закруглению, пока автомобиль устойчив. Переключение при выполнении закругления может нарушить устойчивость.

Если есть сомнения, на какой передаче преодолевать закругление, выбирай более низкую. Это позволит сохранить мощность двигателя в режиме высоких оборотов двигателя. Если, подходя к закруглению, включил недостаточно низкую передачу, перейти на более низкую можно уже на закруглении, но включай ее мягко, чтобы не возникало ускорения или замедления, которое может привести к заносу.

Подъезжая к закруглению, прижимайся к его внутренней стороне, перед входом в закругление смести автомобиль к наружной стороне полосы движения, увеличивая этим радиус движения для уменьшения действия центробежной силы.

Перед поворотом колес перемести центр тяжести вперед, применив для этого один из вариантов замедления: торможение двигателем, включением понижающей передачи, рабочим тормозом - ступенчато или прерывисто. Тормозить и одновременно переходить на кривую невозможно.

Закончи одну операцию, а затем переходи к другой. Обязательно приурочь начало поворота колес к моменту начала растормаживания. После поворота руля и входа в закругление сразу начинай разгон, плавно нажимая на педаль "газа". Этим повышается управляемость автомобиля и возможность противодействовать центробежной силе.

Проезжай по почти прямой касательной к внутренней стороне полосы, чтобы в конце закругления находиться около внешней стороны полосы и затем выехать на прямую дорогу.

Не стремись сразу перейти на внутренний радиус, иначе увеличится центробежная сила и труднее будет выйти из закругления. Выпрямляй траекторию, начиная и завершая закругление по наружной стороне, а в самой крутой части переходя на внутреннюю. Траектория движения должна напоминать ломаную прямую, а не окружность.

Ниже приведены рекомендации Центра высшего водительского мастерства, позволяющие при прохождении закруглений на высокой скорости или не допускать ошибок, или стабилизировать автомобиль при потере устойчивости и управляемости. (По: Цыганков Э. С. Безопасное прохождение поворотов. - М.Транспорт, 1995).

• Прежде, чем резко тормозить или ускоряться на закруглении, распредели равномерно вес автомобиля на все колеса, иначе накрененный автомобиль способен отреагировать заносом или вращением.

• Не применяй на закруглении при высокой скорости импульсных приемов торможения - они могут многократно провоцировать потерю устойчивости автомобиля даже из-за кратковременного блокирования колес. Тормози плавно с небольшим постоянным усилием.

• Опасайся неровностей под наружными колесами автомобиля - эти колеса обеспечивают устойчивость. Подскок или проваливание колеса в яму могут спровоцировать боковое скольжение. Неровности на закруглениях лучше преодолевать по ломаной прямой.

• У переднеприводного автомобиля при резком кратковременном сбросе "газа" на кривой заносит заднюю ось. Этим пользуются для переориентирования автомобиля внутрь закругления, прибавляя тягу, чтобы создать стабилизирующий момент и повысить устойчивость.

• На выходе из закругления смести центр тяжести к обычному положению одинаковой загрузки всех колес, выровняй автомобиль, смести его к наружной стороне полосы и только потом прибавляй "газ".

• Когда автомобиль скользит передними колесами - снос, уменьши угол поворота колес и смести вес на передние колеса, тормозя двигателем.

• Не поворачивай рулевое колесо на более крутой угол и не нажимай на тормозную педаль.

• Чтобы боковое скольжение не перешло во вращение автомобиля, не трогай тормоз и "газ". Быстро выжми-брось педаль сцепления - этот прием выровняет скорость вращения всех колес.

• На закруглении держи устойчивую тягу двигателя. Догружать скользящие передние колеса и прекращать скольжение задних колес можно коротким прикрытием "газа". Полностью закрывая "газ", провоцируешь потерю устойчивости и управляемости автомобиля.

• Возникший занос устраняй резким рывком руля в сторону заноса и быстрым возвратом руля в исходное положение.

• Занос переднеприводного автомобиля можно устранять и поворотом руля и скольжением передней оси, вызвав его резким дросселированием.

• Управляемый занос в закруглении на скользкой дороге может помочь снизить скорость автомобиля и противодействовать центробежной силе, если увеличить частоту оборотов двигателя. Однако для управления им необходимо уметь стабилизировать автомобиль в таком неустойчивом состоянии.

• Занос может перейти во вращение. Если запоздал, выполни стабилизирующие действия с малой скоростью или резко увеличь обороты двигателя.

• Поздняя реакция на занос при закрытом дросселе вызывает занос в противоположную сторону. Опережай его рывком руля в момент, когда автомобиль меняет направление заноса.

• Занос может перейти в неуправляемое боковое скольжение. Не пользуйся тормозной педалью. Выправить положение автомобиля можно только разгоном и ускоренным рулением.

Если автомобиль снесет с полотна дороги и два наружных колеса окажутся в глубоком кювете, не пытайся сразу вернуть его на дорогу резким поворотом руля. Это только приведет к опрокидыванию - наклонное положение неустойчиво. Осмотрись и найди лучшее решение.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.