Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
>
Освоение техники вождения

Ускоренное и силовое руление

Руки опытных водителей дают точную информацию о положении колес автомобиля, тонко ощущают реакцию автомобиля на дорогу и даже сами придерживают реакции водителя при рулении, предотвращая потерю управляемости от излишне быстрых действий.

Тренируйся в рулении на стоящем автомобиле с вывешенными колесами и не только при начальной подготовке, но и впоследствии, после долгих перерывов в вождении. Важно научить собственные руки безошибочно и автоматически выполнять необходимые операции.

Поворачивай руль двумя руками, основное усилие должно быть у тянущей руки - это надежнее, чем толкающее усилие. Перехватывай руль при повороте быстро, но без рывков, не допуская перекрещивания рук внизу. После окончания поворота возвращай рулевое колесо в первоначальное положение, сдерживая его самостоятельное вращение, если оно слишком быстрое.

Нелегко удерживать автомобиль при движении по неровным дорогам, по колее, при преодолении обледенелых мест и других сложных участков. Руль в этих случаях держи крепко, особенно при движении с большой скоростью. Иначе управляемые колеса при наезде на камень или ямку могут резко повернуться и через рулевой привод повернуть руль. От удара руля могут быть травмы рук, а машина может рвануться в сторону.

Научись управлять одной рукой, но вторая рука всегда должна быть готова подхватить руль. Одной руки достаточно для движения по прямой с легкими объездами неровностей, но для поворота, для движения по ухабам, при обгоне, гололеде и для других сложных условий вторая рука обязательна.

При движении задним ходом управляй одной левой рукой, повернувшись вправо - так увеличишь пространство обзора.
Выработай такой стиль управления, чтобы автомобиль плавно перемещался по проезжей части, показывая другим водителям предсказуемость перемещений и не вызывая неприятных ощущений у пассажиров.

В любых условиях поворачивай рулевое колесо плавно, как и при движении по обледенелому или грязному покрытию. Очень важны точность и скорость руления. Например, при сносе передних колес нельзя поворачивать колеса на большой угол, иначе управляемость полностью теряется. Иные водители не успевают стабилизировать автомобиль при заносе только потому, что медленно крутят руль - 1-2 движения руками в секунду. Натренируйся делать хотя бы 4 движения в секунду.

Вот что рекомендуют в Центре высшего водительского мастерства (*По: Цыганков Э. С. Скоростное руление в критических ситуациях. - М.: Транспорт, 1995- 79с.):

• Не допускай паузы между поворотом руля и его возвратом в прежнее положение, чтобы не попасть в критическую ситуацию. Поворачивая руль, не только заставляешь машину изменять направление движения, но и переносишь центр тяжести к внешним боковым колесам. При возврате руля возвращается и устойчивость автомобиля.

Никогда не отпускай руль, не позволяй ему самому возвращаться в нейтральное положение.

• Из-за нескольких технических причин колеса могут не вернуться в прежнее положение и тогда даже ускоренное руление не поможет.

• Не держи кисти рук в нижнем секторе рулевого колеса - там их готовность к экстренным действиям минимальна.

• При прохождении поворотов обе кисти должны работать на боковых секторах рулевого колеса: при повороте направо - в правом верхнем секторе, при повороте налево - в левом верхнем секторе. Этим повышается сопротивление самовыравниванию автомобиля и готовность к экстренным маневрам на повороте.

• Точнее отреагировать на рысканье автомобиля можно либо приложив усилие той рукой, в сторону которой нужно качнуть руль, либо ослабив воздействие другой руки.

• Все повороты руля выполняй при положении кистей рук в верхних секторах. Перехватывай обод, при необходимости его поворота на угол более 120°, после достижения тянущей кистью середины бокового положения, иногда чуть ниже.

• Ни тянущие, ни толкающие движения в нижних секторах неэффективны, а расположение кистей рук в нижнем секторе рулевого колеса опасно.

• Если тянущая рука не завершила поворот руля, продолжай его толкающей рукой, а руку, закончившую тянуть, перенеси в верхний сектор для подстраховки или продолжения поворота на больший угол.

• При быстром движении задним ходом на переднеприводном автомобиле крепко удерживай руль, иначе автомобиль может неожиданно развернуться на 180° и наехать на что-либо.

• Самовыравниванием автомобиля после крутого поворота или разворота управляй тормозящими действиями кистей рук, исключающими проскальзывание руля.

• Это повысит безопасность завершения маневра и готовность экстренно среагировать на возможный занос.

• Избежать рысканья и заноса автомобиля при движении в колее можно прижиманием колес к любому ее краю.

• Преодолевая лужи на высокой скорости, зажимай руль в руках, направляя автомобиль по прямой, чтобы на выходе из лужи не возник занос.

Ускоренное руление выручает в опасных ситуациях. Начальный момент потери устойчивости автомобиля, малейшее движение его задней оси в сторону замечаешь сразу. В этот момент и применяй ускоренное руление, пресекая неприятное развитие событий.

Ускоренный поворот руля например, направо, выполняй двумя руками до момента, когда левая кисть приблизится к верхней точке, а правая перейдет горизонтальную правую точку. Затем правую кисть быстро перенеси влево - вверх, а левой продолжай толкать руль. Перенося правую руку влево - вверх и приближая пальцы к ободу, начинай двигать кисть в направлении вращения руля, чтобы не препятствовать ему при захвате.

Полный захват завершай после верхней точки. Правая рука включится в работу, а левую кисть перенеси влево - вверх и мягко захвати руль. Все руление выполняй на верхнем правом секторе - тянущими движениями, наиболее эффективными.

Зная угол предстоящего поворота колес, заранее захватывай руль в наиболее выгодных точках, выбрав люфты, всегда имеющиеся в рулевом механизме и в паре колесо-дорога, поэтому уже в повороте, когда потребуются максимальное напряжение и точность руления, будут эффективно действовать обе руки.

Силовое руление применяй для удержания автомобиля при толчках от небольших препятствий, при потере автомобилем поперечной устойчивости на небольшой скорости, иногда в самом начале заноса. Поворачивая руль правой рукой вправо тянущим усилием, дай левой скользить по ободу, оставаясь в левой горизонтальной точке.

Когда правая рука пройдет правую горизонтальную точку, левая рука толкающим усилием пусть продолжит поворот, а правую перенеси в верхнюю точку. Когда руки встретятся в верхней точке, правая рука продолжит поворот снова тянущим усилием.

Упражнения:
• Положение рук на руле. Приемы руления - ускоренное, силовое, рывковое. (Тема 5)

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.