Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Полезно знать
> Заботы

Страхование ответственности

Получает развитие страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Пока этот вид страхования добровольный, но рано или поздно он будет обязательным, как и в большинстве стран.
Необходимость закона об обязательном страховании гражданской ответственности не вызывает сомнений - моральный климат в обществе намного улучшится.

Финансовые последствия дорожно-транспортных происшествий и для пострадавших, и для виновников из порой катастрофических превратятся в заурядные житейские неприятности. Снизятся стрессовые нагрузки, снизятся потери времени на хлопоты по возмещению вреда, увеличится степень возмещения ущерба.

В наших условиях страхование гражданской ответственности становится жизненно важным для всех водителей - иначе в случае повреждения дорогой чужой машины, один бампер которой стоит средней годовой зарплаты, можно за всю жизнь не рассчитаться за нанесенный ущерб и придется садиться в тюрьму в соответствии со ст. 264 УК РФ.

Учитывая серьезность ситуации, целесообразнее страховать гражданскую ответственность, а не свой автомобиль, если с финансами напряженно. Свой автомобиль может в крайнем случае и подождать с ремонтом, а за чужой расплачиваться приходится в жесткие сроки. Так пусть это сделает страховая компания.

Законы других стран предусматривают различные формы финансовых гарантий возмещения ущерба при ДТП, а не только страховой полис. Например, закон об обязательной финансовой ответственности штата Калифорния, США, требует наличия у водителя, управляющего автомобилем, свидетельства о финансовой ответственности, гарантирующего возмещение материального, физического и морального ущерба, причиненного в случае возможного ДТП третьим лицам.

Таким свидетельством признаются четыре вида документов:

• Страховой полис, выданный страховой компанией, имеющей право деятельности в Калифорнии, на сумму не менее 35000 долларов., в том числе 30000 долларов на случай смерти или ранения более чем одного человека и 5000 долларов на случай причинения ущерба собственности.

• Свидетельство департамента транспорта штата о том, что собственник автомобиля внес в департамент депозит в сумме не менее 35000 долларов на случай необходимости возмещения ущерба в случае ДТП.

• Гарантийное письмо от предприятия, имеющего разрешение заниматься бизнесом в Калифорнии, на сумму не менее 35000 долларов на случай необходимости возмещения ущерба в случае ДТП. На письме должно быть подтверждение банка. Фактически это - гарантия банка.

• Документ о самостраховании, согласованный с департаментом транспорта штата. Имеются в виду полисы личного комплексного страхования от различных неприятностей (и от потери трудоспособности по болезни, и от различных причин ущерба), если в комплекс включена и финансовая ответственность в случае ДТП в формулировках, одобренных департаментом транспорта.

Первый и четвертый виды документов предпочитают частные собственники автомобилей, второй и третий - предприятия. Свидетельство о финансовой ответственности обязан обеспечивать собственник автомобиля -частное лицо или фирма. Управлять автомобилем может по доверенности любой водитель, но финансовую ответственность несет собственник.

Если свидетельством о финансовой ответственности является страховой полис, водитель должен при проверке документов дорожной полицией предъявить его или, по крайней мере, сообщить название страховой компании и номер полиса. В противном случае только за отсутствие полиса при нем или хотя бы его реквизитов на водителя будет наложен штраф в сумме 250 долларов. Если у водителя вообще не имеется свидетельства о финансовой ответственности и он совершил аварию, он может быть лишен права вождения на срок до четырех лет.

Мой личный опыт показал, насколько удобно страхование гражданской ответственности. Когда в Дании в меня сзади врезалась машина, да так, что меня спасли только ремень и подголовник, меня поразили сроки последующих событий и мое полное неучастие в них: от вызова полиции до эвакуации обеих машин прошло всего около часа, мне не пришлось, ни сразу, ни потом, ничего подписывать, никуда ездить, не пришлось нервничать и ждать. Через день позвонили из страховой компании с извещением о том, что мою машину восстанавливать невыгодно и они выплачивают страховку, уточнили номер счета для перевода денег, еще через день деньги поступили.

При поездке на автомобиле за границу необходимо приобрести международный страховой полис, подтверждающий факт страхования ответственности владельца конкретного автотранспортного средства за ущерб, нанесенный третьим лицам. В Европе этот полис называют "зеленая карта (Green Card). (*По: Лагутин И. Зеленая карта. - И.: За рулем, №4, 1997).

"Зеленую карту" требуют предъявлять на каждой границе, которую приходится пересекать. Без этой карты движение почти во всех странах запрещено. Если нет международной «зеленой карты», придется оплачивать национальные полисы страхования гражданской ответственности на въезде в каждую страну по маршруту движения, что намного дороже.

Большинство стран присоединились к международному соглашению о взаимном признании единых полисов страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств - а к нему могут присоединиться только страны, имеющие законы об обязательном страховании ответственности или об обязательной финансовой ответственности.

К сожалению, все страны на территории бывшего СССР (кроме Эстонии) не приняли подобных законов и не могут присоединиться к этому соглашению. У нас страхование гражданской ответственности возможно, но не обязательно. "Зеленая карта" действительна только в случае ДТП для того, чтобы возместить материальный, физический и моральный ущерб потерпевшему. Ущерб оплатят тебе, если виноват другой водитель, или за тебя, если авария произошла по твоей вине. Но если виноват ты, то оплатят ущерб только потерпевшему, а ремонт твоей машины придется оплачивать самому.

Местные жители после инцидента вызывают дорожную полицию, обмениваются визитками - своими или страховых фирм, и едут каждый к своему ремонтнику, если машины способны двигаться. Если нет - полиция вызовет эвакуаторы и они развезут машины в те ремонтные фирмы, которые назовут водители. Если пострадали только машины, водителям больше не придется никуда обращаться. Страховые компании и ремонтные фирмы разберутся между собой, а водителям только позвонят, когда можно будет забирать машины из ремонта.

Иностранцам следует дождаться дорожной полиции. С "зеленой карты" обязательно нужно заранее снять несколько копий и, если придется воспользоваться ею, отдавать полицейским только копию, иначе оригинал может исчезнуть - в любой стране иностранцев обманут охотно. Данные второго участника происшествия и номер его "зеленой карты" обязательно следует записать.

Помни, что законы практически всех стран позволяют не давать показаний и ничего не подписывать до появления переводчика, твоего или назначенного государственного адвоката или представителя консульства России страны. В тяжелых случаях так и поступай. В несложных случаях все же, подписывая протокол о происшествии, напиши рядом "не согласен" или "языка не понимаю" - для последующего разбора это пригодится, чтобы не обманули и не сделали козлом отпущения.

Потребуй копию протокола и всех документов, которые составлялись на месте происшествия, - они понадобятся в дальнейшем. Сам извести страховую компанию о происшествии. Стоимость "зеленой карты" зависит от категории автомобиля и срока действия. Минимальный срок ее действия - две недели, максимальный - год.

В поездке следи, чтобы карта не была просрочена и вовремя покупай новую. "Зеленую карту" можно купить на границе, но лучше позаботиться заранее и приобрести ее, например, в компании «Ингосстрах», а также в ряде страховых компаний, работающих совместно с зарубежными.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.