Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на выживание
> Управляй собой

Скорость реакции

Трудностей при вождении автомобиля немало, но ты вполне справишься с ними, обладая необходимыми навыками и знаниями, при нормальном здоровье, внимательности, дисциплине. Длительное вождение и сложности дорожной обстановки требуют выносливости.

Усталость, нездоровье, размышления о проблемах замедляют реакцию. Изучи свои физиологические и психологические особенности и умей своевременно учитывать изменения, возникающие в организме.

На степень утомления водителя влияют:

• физическое напряжение при долгих поездках, при движении по плохим, заснеженным или горным дорогам, от недостаточного кровообращения из-за малоподвижного положения, от жары или холода, влажности, недостатка кислорода, вибрации, шума, яркого солнца или темноты, вредных запахов паров топлива и отработанных газов, неправильного режима вождения и отдыха;

• умственное напряжение при длительном движении на высокой скорости или в интенсивных потоках транспорта с постоянной оценкой ситуации и принятием решений;

• эмоциональное напряжение при задержках в движении, неправильных поступках водителей других машин или пешеходов, при аварийных ситуациях, движении в гололед, сильный снегопад, ливень, при перевозке ответственных или опасных грузов, при влиянии негативных психических факторов - конфликтов, неприятных встреч и др.

Напряжение водителя увеличивается при увеличении скорости, из-за нехватки времени для оценки множества факторов, определяющих обстановку на дороге.

Влияние шума проявляется в ослаблении зрения, в нарушении координации движений, функции вестибулярного аппарата и в наступлении преждевременного утомления. Реагирует на шум и сердечно-сосудистая система: изменяется ритм сокращения сердца, расширяются или сужаются сосуды, меняется ритм дыхания, нарушается пищеварение.

Признаками утомления являются головные боли, плохое самочувствие, сонливость. Нервная система имеет пределы работоспособности, и при перегрузке может произойти нервный срыв. Усталость на грани нервного истощения наступает при непрерывном движении более 400 км или свыше 8 часов.

При отравлении СО от газов, проникающих в салон, возникает общая слабость, головная боль, потемнение в глазах, понижение слуха, головокружение, возбуждение, сонливость, тошнота.

Зрение ухудшается при усталости, плохой вентиляции, некомфортной температуре, шумности, длительном перерыве в питании. Ширина поля зрения человека составляет около 180° в состоянии покоя, а при скоростях 50 и 100 км/ч она сокращается соответственно до 105 и 50°. Ночью водитель различает предметы лишь при достаточной контрастности. Глаза приспосабливаются к сумеркам не менее чем за 5 мин., а к ночной темноте -
за 15 мин. Это надо учитывать после выхода из освещенного помещения ночью и после ослепления встречными фарами.

Слух помогает водителю, но почти не имеет значения для обеспечения безопасности движения. Поэтому Правила дорожного движения не возражают против использования радио, которое может полностью переключить на себя слух водителя, однако правила движения ряда стран запрещают применение наушников. Музыка уменьшает монотонность работы водителя.

Однако излишняя громкость музыки приводит к эмоциональному утомлению. Некоторые ритмы возбуждают водителя, мешая правильной реакции на дорожную ситуацию, известны случаи аварий под их влиянием. В условиях интенсивного городского движения и в горной местности, когда требуется максимальная концентрация внимания, пользоваться радио нежелательно. Пользование радиотелефонами на ходу запрещено во всех странах, за это штрафуют и даже лишают прав.

Внимание водителя заметно снижается при управлении автомобилем в одиночестве, а присутствие недремлющего пассажира повышает его. В загородных поездках ухудшается восприятие световых сигналов. Вождение требует умения управлять эмоциями.

У одних опасность вызывает эмоциональный шок, задерживающий реакцию, у других - полупаралич, у третьих - активные до азарта действия. Потеют ладони, появляются судорожные вдохи, дрожат и слабеют колени и руки, часто и сильно бьется сердце. После критических ситуаций не хочется больше садиться за руль. В подобных случаях, чтобы справиться с эмоциями, делай резкий выдох и максимально концентрируйся.

Реакция водителя занимает время, необходимое для трех периодов действий:

• Сенсорного, который включает поисковые и познавательные движения глаз, фиксацию и различение объектов опасности, различение частных признаков этих объектов. Зрительное восприятие одновременно фиксирует 4-8 элементов внешней среды в единицу времени. Надежность расшифровки водителем зрительной информации зависит от удаления объекта от центральной части сетчатки глаза. В сенсорном периоде водитель принимает информацию и через органы слуха.

• Центрального, состоящего из следующих элементов: осознание ситуации, прогноз развития ситуации, перебор в памяти известных способов преодоления подобных ситуаций, формирование цели действия, борьба мотивов при выборе решения о выходе из опасной ситуации. Содержание решения включает: прогноз ситуации при выполнении решения, предвидение конечного результата действий, определение средств и способов исполнения решения, настройку нервной системы к выполнению действий.

• Моторного, состоящего из действий по реализации решения. Водитель выполняет необходимые действия органами управления, отслеживая их результативность.

Реакции водителя на изменение дорожной обстановки разделяют на простые и сложные. Простая реакция - действие на известный раздражитель. Например, сброс "газа" при появлении вдали препятствия. Сложная реакция - выбор действия из ряда возможных.

Например, при появлении помехи решено тормозить, хотя можно было и объехать. Сложная реакция занимает больше времени, чем простая. Время сложной реакции здорового и не усталого водителя - восприятие и оценка ситуации, принятие решения, начало действия или бездействия - занимает от 0,5 до 2 с или от 8 до 33 м пробега при скорости 60 км/час, и это только до начала действия. Внезапное появление опасности удлиняет время реакции на период преодоления неожиданности.

Время реакции может изменяться под влиянием болезненного состояния или утомления, возраста, сосредоточенности, опьянения и т.д. Различные исследования показали, что оценка обстановки через зеркала занимает при скорости 60 км/час до 30 м пробега, оценка ситуации на нерегулируемом перекрестке -до 40 м, восприятие сложных маршрутных указателей - до 70 м.

Чем выше скорость, тем больше время оценки ситуации из-за того, что не всю информацию с дороги водитель успевает анализировать и даже замечать. После прибавления остановочного пути к указанным выше пробегам за время реакции получится, что для полной уверенности в действиях и спокойного принятия мер водитель должен замечать помехи примерно за 100 м. Это возможно, если водитель не только видит, но и чувствует дорогу.

Полезно помнить пробег автомобиля в секунду при разных скоростях, эти данные приведены в таблице.
 

км/ч м/с км/ч м/с км/ч м/с
10 3 60 17 110 31
10 6 50 20 120 34
20 8 60 22 130 36
30 11 70 25 140 39
50 14 100 28 150 42

Зная, сколько метров автомобиль проходит в секунду при определенной скорости, можно лучше контролировать дистанцию. В спокойных условиях движения на дороге за городом дистанцию можно контролировать "правилом трех секунд", т.е. нормальная дистанция равна пробегу за три секунды.

Проверять себя можно, например, так: в момент проезда идущего впереди автомобиля мимо знака или столба начать вслух отсчет двузначных цифр -шестьдесят три, шестьдесят четыре, шестьдесят пять - и отметить, на какой Цифре твой автомобиль поравняется с тем же знаком или столбом. Произнесение двузначной цифры занимает одну секунду.

Количество контрольных секунд добавляется в сложных условиях движения, например:
• Когда сзади пристроился "прилипала". Тогда должно быть большая Дистанция впереди, чтобы можно было, при необходимости, обойтись без резкого торможения, при котором "прилипала" врежется в твою машину.
• На скользких дорогах.
• При движении за мотоциклистами. Они часто падают на скользких, грунтовых, гравийных или неровных дорогах, на рельсах и металлических полосах, которые бывают на некоторых мостах.
• Когда обгоняют - дистанцию впереди нужно увеличить, оставляя место для обгоняющего.
• При полной загрузке и при буксировке прицепа, т.к. тормозной путь увеличивается.
• При движении за большими грузовиками и автобусами, перекрывающими обзорность впереди.
• При пробках в движении на подъеме, т.к. передняя машина может покатиться назад.
• При въезде на автомагистрали и встраивании в поток.

При движении в городе основным правилом является максимально возможное увеличение дистанции и боковых интервалов - "воздушных подушек" - для обеспечения срочных маневров при необходимости.

Молодые водители, время реакции у которых меньше, попадают в опасные ситуации чаще, чем пожилые, у которых время реакции больше. Значение имеет не столько время реакции на возникшую опасность, сколько способность водителя предвидеть развитие ситуации.

Известна повышенная опасность молодых водителей - им свойственны азарт, завышенная оценка своего мастерства, самоуверенность, увлечение скоростью. У водителей пожилого возраста снижается острота зрения, увеличивается время адаптации после ослепления, время реакции увеличивается, но это компенсируется скоростью действий, приобретенной опытом.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.