Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
>
Сложные условия

Скользко бывает и на льду, и на мокрой дороге, особенно в начале дождя, когда на проезжей части образуется смазка из воды и пыли, и на дороге, влажной от тумана, и на дороге с пятнами расплавленного гудрона, и на дороге, покрыто выбросами некоторых промышленных предприятий, и на мокром деревянном настиле моста, и на мокрых листьях, попавших на дорогу. На траве, особенно мокрой, машину заносит, как на льду.

Белый пластик, которым наносят разметку на дорогах, во время дождя очень скользок и на нем машину может занести. Если нужно маневрировать на такой разметке, сбрасывай скорость. Короткий мокрый участок преодолевай без изменения режима движения.

На скользкой дороге значительно уменьшается сила сцепления шин с дорогой, увеличивается тормозной путь, появляется опасность блокирования колес и заноса. Высокие скорости недопустимы, дистанция должна быть увеличена не менее чем в два раза. Даже новые шины с подходящим рисунком протектора не могут обеспечить удовлетворительного сцепления со скользкой дорогой и особенно надеяться на них не следует.

Перед выездом в гололед проверяй давление воздуха в шинах и износ протектора. Давление воздуха должно соответствовать норме, а рисунок протектора иметь одинаковый износ на всех шинах. На свободном участке тормози автомобиль, проверяя, все ли колеса одновременно начинают торможение.

Оцени длину тормозного пути и устойчивость автомобиля к заносу. Степень скользкости опробуй резкой подачей "газа", или торможением, или резким поворотом руля. Если автомобиль слушается, то сцепление с дорогой удовлетворительное. Если же он не откликается на поворот руля, буксует при резкой подаче "газа" или юзит при торможении - дорога опасна и придется "включить" максимальную осторожность.

Трогайся на льду плавно со второй или даже с третьей передачи, так как на первой колеса чаще всего буксуют. То же относится к троганию с места на дороге, покрытой мокрой глиной или уплотненным снегом, или грязью.
В гололед сцепление колес автомобиля с дорогой резко уменьшается и тормозной путь может увеличиться по сравнению с сухим покрытием более, чем в 8 раз при той же скорости движения.

Управляя автомобилем, не допускай резкости в своих движениях при рулении, включении сцепления, переключении передач, разгоне, повороте и торможении. Даже незначительная резкость может привести к заносу и автомобиль понесет к другим машинам, на полосу встречного движения или на тротуар. Торможение с одновременным поворотом рулевого колеса недопустимо.

Не вращающиеся колеса не изменят направления движения автомобиля, зато после прекращения торможения автомобиль резко направится в сторону вывернутых колес. Движения автомобиля при заносе всегда бывают неожиданными. Кажущиеся непонятными уводы автомобиля на скользкой дороге объяснимы - бороздки застывшего льда или камешки, попавшие под одно колесо, уводят автомобиль в сторону.

Не корректируй сразу же направление движения рулем. Подожди, когда кончится влияние толчка и автомобиль сам примет прежнее направление. Гололедные участки вызывают недоверие к автомобилю, чувство страха. Когда все колеса заблокированы и скользят, вывести автомобиль из заноса поворотом руля нельзя - изменение положения не катящихся передних колес не может изменить траекторию движения. Надо менять метод торможения.

Гидроусилитель руля уменьшает физическую нагрузку на руки, но не дает возможности чувствовать сопротивление дороги, а это очень нужно при гололеде.
Нечастый гололед в европейских странах почти парализует движение - непривыкшие к нему водители просто не справляются с автомобилями. На тридцати километрах иногда обледеневавшей дороги недалеко от Копенгагена мне не раз приходилось видеть за одно утро (к вечеру лед таял) до полусотни автомобилей, сползших на обочину, выброшенных в кювет, приткнувшихся друг к другу, висящих на перилах путепроводов.

В большинстве случаев обходилось без тяжелых последствий для людей, так как скорости были невелики, но для кузовщиков работы было немало, а страховым компаниям приходилось раскошеливаться. При движении периодически проверяй степень "скользкости" - слегка притормаживай и сразу почувствуешь, как реагирует машина. Если при резком прибавлении "газа" обороты растут, а скорость не прибавляется, гололед силен и опасен.

На скользкой дороге применяй торможение двигателем, или импульсное торможение, или комбинируй оба метода. Резкими, короткими импульсами 2-3 раза нажимай и отпускай педаль тормоза. Короткий контакт тормозных колодок с дисками или барабанами притормаживает колеса, но не блокирует их.
На самих поворотах тормозить опасно - обязательно вызовешь снос передних или занос задних колес. Перед поворотами тормози комбинированно, то есть двигателем и ножным тормозом.

При комбинированном торможении лучше обеспечивается поперечная устойчивость автомобиля, так как при торможении двигателем оба ведущих колеса замедляются равномерно и всегда имеющийся дисбаланс между усилиями тормозных колодок, вызывающий различную степень торможения колес и блокировку одного из них, приводящую к заносу, не слишком сказывается.

К замедляющему усилию, создаваемому на колесах двигателем, добавляется тормозное усилие колодок, можно чувствовать приближение момента блокировки колес. Когда двигатель показывает намерение заглохнуть, отпускай немного педаль тормоза. Обычно двигателем тормози на той передаче, которая включена, а на спусках, особенно горных, желательно включение той передачи, на которой возможен въезд на этот уклон. Если нужно остановиться несколько быстрее, то, не выжимая сцепления, нажимай на педаль тормоза пружинящими движениями.

Из-за возможной блокировки колес тормозить на ходу стояночным тормозом на мокрой скользкой дороге не следует. Для того чтобы уменьшить скорость без заноса, нажимай на педаль тормоза импульсами несколько раз подряд, не отпуская полностью педаль, а лишь несколько ослабляя нажатие.

При прерывистом или ступенчатом импульсном торможении для экстренного снижения скорости на скользкой дороге не забывай при каждом растормаживании восстановить устойчивость с помощью руля, иначе автомобиль может развернуть на 180°.

По возможности для торможения надо выбирать сухие участки дорожного покрытия. В аварийных случаях целесообразно выехать на обочину, чтобы использовать для торможения менее скользкую поверхность. Это возможно, если состояние обочины подходит для этого. Например, проезжая часть обледенела, а на обочине - мелкие камни и земля, на которых обледенение будет разрушено колесами.

Вне населенных пунктов могут быть участки наледи на мостах, обледенения или влажности в тенистых или покрытых мокрыми листьями местах и т. д. Такие участки могут быть и на подъездах к местам остановки многочисленных транспортных средств перед светофорами.

Дистанция на скользкой дороге должна быть не менее двойной скорости движения. Например, при скорости 40 км/час дистанция должна быть около 80 м. Подъемы и спуски преодолевай на пониженных передачах и без переключения передач, с постоянной скоростью. Включай такую передачу, при которой не будет чрезмерного тягового усилия на колесах. Короткие подъемы лучше преодолевать с разгона.

Обледенелые подъемы преодолевай на повышенной скорости, чтобы на самом подъеме не пришлось переключать передачи, а можно было бы постепенно уменьшать подачу топлива. На перекрестках опасайся столкновения с машинами, едущими в поперечном направлении - не все водители учитывают опасность гололеда. На пешеходных переходах, подъездах к ним и в других местах возможного появления пешеходов на проезжей части будь осторожнее - пешеход тоже идет по льду и не может быстро остановиться.

Не подавай звукового сигнала - в спешке пешеход может поскользнуться и упасть. Особое внимание проявляй к детям и пешеходам пожилого возраста.
При длительных поездках по скользким дорогам для увеличения проходимости автомобиля на колеса надевают цепи противоскольжения.

Упражнения:
• Движение на скользких участках дорог. (Тема 18)

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.