Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
> Автомобиль и дороги

Силы, возникающие при движении (*По: Долматовский Ю.А. Автомобиль в движении. - М.: Транспорт, 1987.). Законы физики и механики исправно работают при движении автомобиля и следует представлять себе действие различных сил, чтобы использовать их для управления или препятствовать их нарастанию.

Расположение центра тяжести автомобиля зависит от компоновки узлов и агрегатов и распределение веса по осям указывается в технических характеристиках.
Высота груза и его размещение на автомобиле влияют на новое положение центра тяжести и новые нагрузки на оси. Нагрузку на ось следует уметь рассчитать для определения возможности проезда по некоторым мостам, понтонам и временным покрытиям.

На наклонной поверхности сила тяжести раскладывается на две составляющие - одна прижимает автомобиль к дороге, а другая старается опрокинуть автомобиль вдоль дороги или поперек, в зависимости от направления уклона. Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем больше опрокидывающая сила.

Кроме силы тяжести и опрокидывающей силы, на автомобиль действуют другие:

сила сопротивления качению - возникающая при деформировании шины и дороги, трении шины о дорогу, трении в подшипниках колес;

сила сопротивления подъему - определяемая массой автомобиля и углом подъема;

сила инерции покоя - при трогании и разгоне направлена против движения;

сила инерции движения - направлена по ходу движения;

центробежная сила - направлена по радиусу от центра кривой поворота, стремится снести автомобиль с дороги;

сила сопротивления воздуха - направлена против движения, величина зависит от обтекаемости автомобиля и скорости его движения;

сила давления сильного бокового ветра или аэродинамического влияния потоков воздуха от большого обгоняющего или обгоняемого автомобиля - стремится снести машину с дороги, зависит от парусности - боковой площади кузова;

подъемная сила - возникает при движении с большой скоростью от давления потока воздуха, попадающего под передок автомобиля, стремится оторвать передние колеса от дороги, ухудшая сцепление колес с дорогой и управляемость;

сила сноса - возникает при заносе задних или сносе передних колес;

сила сцепления - зависит от нагрузки на ведущие колеса, состояния и качества дорожного покрытия, давления в шинах, скорости, степени износа протектора;

сила тяги - определяется величиной крутящего момента, переданного от трансмиссии на колеса, вызывает движение автомобиля за счет отталкивания колес от дороги;

сила торможения - возникает при торможении двигателем или тормозными колодками.

Сила тяги должна быть больше силы инерции покоя, но меньше силы сцепления ведущих колес с дорогой - тогда движение автомобиля возможно.
Если сила тяги на ведущих колесах больше силы сцепления этих колес с дорогой, колеса буксуют. Если сила сцепления колес с дорогой будет больше тормозной силы, то автомобиль затормаживается, если меньше - скользит юзом.

Благодаря инерции движения автомобиль может двигаться на высокой скорости с незначительной подачей топлива - вот почему движение на постоянной скорости 80-90 км\ч наиболее экономично, - а также некоторое время с отключенным двигателем - накатом.

Силе торможения помогают силы сопротивления качению, сопротивления подъему, сопротивления воздуха, центробежная сила. Затрудняет торможение сила инерции движения, растущая на уклоне.

При торможении и при движении с уклона сила тяжести переносится вперед и создает продольный опрокидывающий момент, дополнительно нагружающий переднюю ось. Эту нагрузку используют для улучшения сцепления управляемых колес с дорогой на повороте, тормозя двигателем и поворачивая колеса.

Величина центробежной силы зависит от скорости и веса автомобиля, а также радиуса поворота, значит уменьшить эту силу можно снижением скорости или увеличением радиуса поворота.
Снос передних и занос задних колес - боковое скольжение колес. Они могут привести к закручиванию автомобиля вокруг вертикальной оси, как волчка.

Причины заноса и сноса:
• при движении - разные тяговые силы на колесах;
• при торможении - разные тормозные силы на колесах одной оси, разные силы сцепления колес с дорогой, неправильное размещение груза относительно продольной оси автомобиля;
• на повороте - торможение, резкий поворот управляемых коле; сила инерции превышает силу сцепления колес с дорогой.

При заносе автомобиль может опрокинуться в случаях:
• поперечный уклон направлен в сторону, противоположную повороту;
• резкое прекращение заноса при упоре заднего колеса в препятствие;
• неравномерное распределение груза или его смещение на повороте;
• резкий поворот руля на большой скорости;

Упругость узлов подвески частично и кратко препятствует действию центробежной силы, допуская крен автомобиля. Чем выше центр тяжести и уже колея, тем больше вероятность опрокидывания.

На главную | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.