Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на выживание
> Готовься к сложностям

С прицепом (По: Булычев Д.В., Грифф М.И. Автопоезда. - М.: Транспорт, 1990 - 215 с.). При буксировке прицепа-дачи, прицепа-офиса, прицепа-магазина или грузового прицепа ухудшаются управляемость, тормозная динамика, топливная экономичность, долговечность, резко возрастает парусность, затрудняющая управление при боковом ветре и обгонах крупными машинами.

При буксировке прицепа нагрузка на заднюю ось автомобиля - вес, приходящийся на заднюю ось полностью груженого автомобиля плюс нагрузка на сцепное устройство от буксируемого прицепа не должна превышать предельно разрешаемых руководством по эксплуатации значений. Груз на прицепе размещают так, чтобы центр тяжести был как можно ниже. В зеркала желательно видеть колеса прицепа, так как проколы шин незагруженного прицепа почти не сказываются на усилиях на руле и двигаясь на спущенной шине можно ее испортить окончательно.

Полный вес автомобиля с прицепом, состоящего из автомобиля и буксируемого прицепа, не должен превышать предельного значения, разрешенного для данного автомобиля. Полный вес автомобиля включает в себя вес автомобиля, вес водителя и пассажиров, вес груза в автомобиле, вес сцепного устройства и вес, приходящийся на сцепное устройство автомобиля от буксируемого прицепа. Полный вес прицепа включает в себя вес прицепа и вес груза. Предельно допустимая нагрузка на сцепное устройство указывается в руководствах по эксплуатации.

Для того, чтобы правильно загружать прицеп-дачу или грузовой прицеп нужно уметь определять полный вес прицепа и нагрузку на сцепное устройство. Вес автомобиля и прицепа известны из руководств по эксплуатации. Груз можно взвешивать по частям. Вес пассажиров известен им самим. Нагрузка на сцепное устройство определяется при полностью груженом прицепе и расположении сцепного устройства на нормальной рабочей высоте от поверхности дороги. Нагрузку на сцепное устройство легкового автомобиля можно измерить с помощью бытовых напольных весов.

Во избежание происшествий из-за отрыва или поперечных колебаний прицепа, вызванных неровностями дорожного покрытия, порывами бокового ветра или аэродинамическим взаимодействием с проходящими мимо тяжелыми автопоездами, нагрузка на сцепное устройство должна составлять около 10% от веса груженого прицепа. Величина нагрузки на сцепное устройство может изменяться за счет перераспределения грузов в прицепе.

Если прицеп оборудован тормозной системой, эксплуатируй ее в полном соответствии с инструкциями изготовителя. Запрещено вносить какие-либо изменения в конструкцию тормозной системы прицепа.

Перед поездкой проверяй исправность всех приборов освещения и сигнализации на прицепе, соответствие давления воздуха в шинах рекомендуемому, надежность затяжки болтов сцепного устройства.

Страховочные цепи между автомобилем и прицепом пропускай под сцепным устройством прицепа, чтобы воспрепятствовать его падению на дорогу в случае отсоединения от автомобиля. Страховочные цепи должны иметь достаточную длину, чтобы не препятствовать поворотам, но не должны волочиться по дороге.

Преодолевая подъемы, не превышай скорость 30 км/ч на первой передаче и 50 км/ч на второй. При повороте автомобиля с прицепом убеждайся, что свободного пространства достаточно для проезда прицепа. Не превышай разрешенную скорость. Избегай резкого трогания, разгона и торможения, резких маневров, поворотов и перестроений. На стоянке всегда затормаживай и автомобиль, и прицеп. Используй стояночный тормоз прицепа при его наличии. Не останавливай автомобиль с прицепом на крутых уклонах. Изучи инструкцию изготовителя прицепа.

Движение с прицепом начинай плавно, без рывков и только после прогрева двигателя до температуры не менее 70°. Трогание рывками приводит к пробуксовке колес автомобиля и износу шин, перерасходу топлива, к поломке деталей трансмиссии и сцепных устройств, а на скользких или заболоченных участках дороги вызывает буксование колес. При трогании на подъемах сцепление включай немного раньше полного растормаживания колес.

В движении любые маневры возможны лишь при избыточном запасе времени и расстояния. У автомобиля с прицепом существенно возрастает тормозной путь. Снижать скорость вынуждают прицепы с колесами меньших размеров, чем автомобильные - они чаще повреждаются и перегреваются. В пути обязательно следи за характером движения прицепа.

Виляние, подергивание и увод прицепа говорит об износе сцепного устройства или ходовой части прицепа, неравномерном распределении груза на нем, недостаточном или неравном давление в шинах и неравномерном их износе. Увод может быть вызван сильным боковым ветром, если у прицепа большая боковая поверхность, "парусность".

Маневренность автомобиля с прицепом намного хуже, чем маневренность одного автомобиля.

На повороте всегда существует опасность столкновения с встречным транспортным средством или съезда в кювет потому, что колеса автомобиля и прицепа проходят кривые с различными радиусами.

Выполняя поворот, учитывай его длину и рассчитывай путь передних колес автомобиля, чтобы задние колеса прицепа не попали на полосу встречного движения, в кювет или на тротуар. На поворотах и на скользкой дороге возникает опасность заноса и опрокидывания прицепа. Поэтому скорость должна быть ниже и выполнять повороты следует плавно, без рывков.

Движение задним ходом довольно сложно и требует хороших практических навыков и применения стопоров. Автомобиль с прицепом стесняет на дороге другие транспортные средства, в плотных транспортных потоках возможны попутные столкновения из-за ошибок в выборе дистанции, боковых интервалов, невнимательности или отсутствия необходимых практических навыков у водителей.

Наиболее сложно управлять автомобилем с прицепом в городе, где много пешеходов, узких улиц, переулков, а транспортный поток имеет высокую плотность. В транспортных потоках, в местах повышенной опасности применяй приемы, способствующие сокращению остановочного пути. Перестроение затруднено, если автомобили движутся сплошным потоком. Выполнять перестроение на соседнюю полосу движения можно, если дистанция между машинами, движущимися по этой полосе, в 4-5 раз больше длины автомобиля с прицепом. Перестроение выполняй четко, заранее включив указатели поворота.

По правой полосе веди автомобиль с прицепом подальше от тротуара особенно если на нем много пешеходов. Быстро оценивай обстановку на перекрестке, своевременно перестраивайся, пересекай перекресток на скорости, позволяющей немедленно остановить автомобиль в случае опасности. Сцепление не выключай. Если на перекрестке поворачиваешь направо, то расстояние между колесами автомобиля и тротуаром должно быть не менее 1-1,5 м. При меньшем расстоянии прицеп выедет на тротуар, а при большем - на полосу встречного движения. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог пересекай, лишь убедившись в полной безопасности.

Иди на обгон только если есть хороший обзор дороги, не требуется значительно увеличивать скорость движения, нет помех, затрудняющих проезд на высокой скорости. Автомобиль с прицепом при обгоне должен иметь достаточный запас скорости. В случае вынужденного прекращения обгона автомобилю с прицепом сложно вновь вернуться в свой ряд.

Затормозить автомобиль с прицепом сложнее, чем один автомобиль. Перед торможением заранее снижай скорость движения. Тормози плавно и преимущественно на прямолинейных участках. Тормозной путь автомобиля с прицепом значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому умей рассчитать момент начала торможения и его интенсивность. Резкое торможение недопустимо - сильные толчки прицепа могут вызвать занос или привести к поломке автомобиля и прицепа. Если начинается занос прицепа, плавно увеличивай скорость, выровняй автомобиль, а затем снова начни торможение. Резкое торможение допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения аварий.

Особенно велика опасность заноса прицепа и складывания автомобиля с прицепом на повороте. Чтобы этого не произошло, при прохождении поворота скорость автомобиля с прицепом должна быть постоянной, уменьшать частоту оборотов и тормозить нельзя. Тормоза прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля - это повышает устойчивость автомобиля с прицепом при торможении. Такая регулировка исключает подталкивание автомобиля прицепом и способствует уменьшению тормозного пути.

При остановке автомобиля с прицепом на крутом подъеме под колеса устанавливают упоры. При движении по мокрой грунтовой дороге может возникнуть боковое скольжение колес, которое приведет к заносу и складыванию автомобиля с прицепом, особенно если дорога будет иметь поперечный уклон. Двигайся по гребню такой дороги и используй имеющуюся колею. Короткие труднопроходимые участки проходи с разгона, длинные -на пониженной передаче.

Преодолевая реки, проверяй глубину брода и состояние дна. Съезды и выезды должны быть пологими и без поворотов. Брод проезжай на низшей передаче при равномерной скорости движения. Переключения передач и остановки нежелательны. После выезда просуши тормоза.

Короткие подъемы на дорогах с твердым покрытием, проходи с разгона, скользкие подъемы - на пониженной передаче при равномерной скорости движения, крутые или затяжные подъемы преодолевай на низшей передаче. На спусках скорость выбирай с учетом состояния дорожного покрытия, крутизны спуска и его протяженности, не выключай двигатель, передачу и сцепление.

Вождение автомобиля с прицепом зимой требует осторожности - накатанный снег уменьшает сцепление шин с дорогой и в несколько раз увеличивает опасность бокового заноса как на поворотах, так и во время торможения, особенно на обледенелой дороге.

В этих случаях держи большую дистанцию. На скользкой зимней дороге недопустимы резкие повороты рулевого колеса, резкое торможение, а также резкое уменьшение подачи топлива, так как все это вызывает занос.

При заносе автомобиля с прицепом необходимо плавно уменьшить подачу топлива, одновременно поворачивая управляемые колеса автомобиля в сторону заноса, и не выключать сцепление, затем для выравнивания следует плавно увеличить подачу топлива. Тормозить на скользких и обледенелых дорогах следует только двигателем.

В исключительных случаях допускается замедлять скорость импульсным торможением при включенном сцеплении.

При заезде прицепа на обочину с рыхлым снегом может произойти его затягивание в глубокий снег. Затягивание произойдет тем быстрее, чем выше скорость. Поэтому совершай обгон на узких участках такой дороги только если уверен, что обочина покрыта плотным укатанным снегом. При разъездах, чтобы избежать затягивания в снег или кювет, снижай скорость.

По глубокому снегу автомобиль веди на пониженной передаче, следя, чтобы не было пробуксовки колес. Движение должно быть равномерным, без крутых поворотов управляемых колес и остановок. Если началось буксование колес, применяй раскачку. Если несколько попыток не помогли, расчисть от снега дорогу перед колесами.

Скорость автомобиля с прицепом на закруглениях выбирай в зависимости от радиуса закругления и состояния дорожного покрытия, чем меньше радиус, тем меньше скорость. При движении по обледенелым закруглениям дорог, при разъездах на участках дороги, суженных снежными заносами, скорость должна быть минимальной.

Прицеп с автомобилем являются единым агрегатом и, если поднимать домкратом заднюю часть автомобиля, может подняться и переднее колесо той же стороны. Это требует надежной блокировки колес другой стороны клиньями, и установки рядом с домкратом более надежной подставки.

Упражнения:
• Движение с прицепом легкового и грузового автомобиля. (Тема 28)
• Распределение груза на прицепе, контроль нагрузки на сцепное устройство. (Тема 28)
• Движение по «змейке» с прицепом передним ходом, контроль габаритного коридора. (Тема 26)
• Особенности разгона, замедления и торможения. (Тема 28)
• Вызов и ликвидация заноса. (Тема 27)

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.