Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
>
Сложные условия

По грунтовым дорогам, поверхностью которых является естественный грунт, вести машину несложно, если они сухие. Качество таких дорог зависит от почвы и климата. В жаркое время сухие грунтовые дороги сильно пылят при проезде автомобилей, что ухудшает видимость. Весной и осенью грунтовые дороги часто разрушается влагой. В низких местах образуются ухабы, выбоины, глубокие колеи, заполненные водой.

Большинство грунтов при увлажнении размягчаются, продавливаются колесами, что вызывает образование колеи, возрастанию сопротивления качению колес и ухудшению их сцепления с дорогой. На песчаных участках глубокий песок расступается от вращения колес и оказывает сопротивление движению автомобиля. Сухие песчаные участки преодолеть трудно или вообще невозможно.

Влажные песчаные участки плотнее и лучше держат, но недолго. Влажный глубокий песок может "засосать" колеса стоящего автомобиля. На мокрой грунтовой дороге земля или глина налипают на колеса, забивая протектор, что ухудшает сцепление колес с дорогой. Ведущие колеса буксуют или скользят, возможно сползание автомобиля с дороги. Если есть колея, лучше ехать по ней, чтобы не сползти с дороги, но если она слишком глубока, пропускай ее между колесами.

На особо трудных участках придется использовать хворост, камни, доски. Не допускай буксования колес - это бесполезный перерасход топлива. В таких случаях пересаживай пассажиров в салоне для равномерной загрузки колес или высаживай их, чтобы облегченный автомобиль выбрался с плохого участка. Конечно, лучше всего надевать на ведущие колеса цепи противоскольжения, но для этого нужно не забывать брать их с собой в дорогу.

На мокрых или мягких грунтовых дорогах выдерживай равномерность и непрерывность тяги. Находи для проезда такие места, которые размокли неглубоко - грунт под грязью может быть твердым. Короткие участки с мягким грунтом проходи с разгона.
В лужах на грунтовых дорогах под водой могут быть камни или ямы - проверяй глубину луж, нет ли в них сюрпризов.

При застревании автомобиля выводи его с помощью раскачки, плавными рывками с быстрым переключением передач переднего и заднего хода. Если вывести автомобиль не удается, лопатой сделай пологий выезд для колес, под ведущие колеса подкладывай подручные материалы для улучшения сцепления. При возможности, проси людей вытолкать машину, помогая им раскачкой. Другой автомобиль вытащит, конечно, быстрее, если он есть.

Для извлечения застрявшего автомобиля колеса вывешивают при помощи домкрата и подкладывают под них доски, камни, хворост. Колеса легкового автомобиля можно вывесить, используя ствол срубленного дерева, как рычаг.
Автомобиль, оборудованный лебедкой, вытаскивают, используя упор. Упором может служить дерево, или вкопанное в фунт бревно, или вбитый в грунт лом.

При отсутствии лебедки ею может стать ведущее колесо, если трос достаточно длинный.
Застрявший автомобиль можно вытаскивать другим автомобилем. Трос нужно натянуть, а затем плавно, без рывков вытаскивать застрявший автомобиль. На длинном подъеме с влажным грунтом двигайся без переключения передач и остановок.

В крайнем случае, если придется переключать передачи, делай это быстро, чтобы автомобиль не потерял скорости. На спусках двигайся на пониженной передаче, тормозя двигателем и периодически притормаживая ножным тормозом. Осторожно работай рулем, так как на спусках нагрузка на задние колеса уменьшается и автомобиль менее устойчив. Не выключай двигатель или сцепление на крутых спусках - не сможешь сделать экстренного маневра.

По косогору проезжай при сухом грунте на пониженной передаче, приготовившись повернуть руль в сторону уклона при возникновении крена.
На лесных дорогах уклоняйся от коряг, чтобы не повредить шины, детали рулевого управления и тормозов.

Канавы, насыпи, ямы проезжай поперек, чтобы не кренился автомобиль, на самой малой скорости, не допуская сильных толчков и ударов, опасных для деталей автомобиля. Спускайся в канаву медленно, а когда колеса упрутся в подъем, резко прибавляй "газ". Если скорость была велика и канава замечена поздно, тормози, но перед канавой тормозную педаль брось и прибавь "газ", тогда удар будет мягче. Если канава мелкая, тогда не тормози, а сразу прибавляй газ.

Если одному из передних колес предстоит встреча с ямой, которую не успеваешь объехать, небольшой по площади, в которую колесо совсем не провалится, но с крутыми краями, то перед самой ямой, сбросив газ, резко рвани руль в сторону ямы, насколько возможно - только на сухой дороге! - с последующим возвратом. Центробежная сила и подвеска перенесут центр тяжести автомобиля на другую от ямы сторону и удар колеса о ее края будет намного слабее. То же делается перед наездом на камень.

При тренировках необходимо освоить:
• Вождение на сложных участках грунтовых дорог и по бездорожью. Преодоление дорожных препятствий. (Тема 18)
• Приемы вывода забуксовавшего, застрявшего автомобиля с использованием подручных материалов и средств. (Тема 18)
• Въезд на грунтовые проселочные дороги. Вождение по грунтовым дорогам в сложных условиях. (Тема 25)
• Движение по песку и вязкому грунту. Движение по полевым, лесным, колейным и щитовым дорогам. Преодоление косогоров, неглубоких канав, насыпей, выемок. (Тема 25)
• Вывод забуксовавшего или застрявшего автомобиля с использованием подручных материалов, противобуксовочных средств, самовытаскивателей. (Тема 25)

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.