Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Полезно знать
> Заботы

Оригинальные и неоригинальные запасные части

По изготовителям различают запасные части оригинальные и неоригинальные.
Оригинальные запасные части изготавливают сами автозаводы, их дочерние фирмы и независимые заводы-субпоставщики по заказам и техническим условиям продуцентов машин.

За рубежом оригинальные запасные части по всей номенклатуре и в течение суток с момента заказа поставляются через товаропроводящую сеть заводов - региональные склады и уполномоченных дилеров. У дилеров запчасти потребляют их ремонтные цехи, покупают независимые мастерские и владельцы машин, ремонтирующие их сами.

Больше никто оригинальными запасными частями не торгует, т.к. политика поставщиков техники предусматривает такую систему цен, при которой посредникам нет места. Такое же положение складывается и на нашем рынке с оригинальными запасными частями к импортным машинам, реализуемым уполномоченными дилерами поставщиков.

Неоригинальные запасные части выпускают фирмы-имитаторы без гарантии соответствия техническим требованиям автозаводов, а продают любые торговцы, не имеющие никаких обязательств перед потребителями. Такие запасные части обычно составляют узкую номенклатуру наиболее часто спрашиваемых деталей. Неоригинальные запасные части могут быть хорошего качества, если изготовлены солидными предприятиями.

Конкуренция в торговле запасными частями началась в тот день, когда первый умелец заменил заводскую деталь самодельной. Высокая прибыльность этого бизнеса способствует острой конкуренции, особенно в торговле запасными частями к легковым автомобилям.
Поставщики оригинальных запасных частей встречаются в торговле с четырьмя группами конкурентов, а потребители, соответственно, с четырьмя группами продавцов.

К первой, основной, группе, относят довольно крупные предприятия, специализирующиеся на изготовлении определенной номенклатуры деталей и узлов для поставки их изготовителям машин в качестве компонентов сборки. Те же детали в качестве запасных частей они поставляют региональным складам изготовителей машин.

Выпускаемая ими продукция продается через независимые фирмы, занимающиеся торговлей запасными частями к разнообразным моделям машин через оптовые склады и магазины. Наши специализированные заводы только начинают производство "чужой" номенклатуры.

Второй группой конкурентов, считают предприятия, занимающиеся изготовлением запасных частей только для продажи на рынке. Эти предприятия-имитаторы обычно выпускают детали узкой номенклатуры и продают запасные части по ценам, значительно более низким, чем цены основных поставщиков.

Ни соответствие стандартам изготовителей, ни качество при этом не гарантировано. Отечественных предприятий-имитаторов, выпускающих запасные части без лицензий основных конструкторов и гарантий качества, появляется все больше - от кооперативов до заводов, потерявших заказы на прежнюю продукцию.

Обе группы конкурентов специализируются только на номенклатуре высокого и постоянного спроса и имеют возможность продавать запасные части дешевле, т.к., занимаясь узкой номенклатурой, имеют низкие издержки производства и распределения. Важным преимуществом местных имитаторов является то, что в цены на детали их производства для импортных машин не включены ввозные пошлины.

К третьей группе конкурентов относят мелкие фирмы, занимающиеся разборкой машин, проданных в лом, и продажей пригодных для дальнейшего использования деталей и узлов. Цены на такие подержанные запасные части колеблются в пределах 25-50 % цен на соответствующие новые детали. Фирмы этой группы находят довольно много покупателей среди механиков независимых мастерских и владельцев машин, имеющих невысокий доход. На нашем рынке тоже начали появляться такие фирмы.

Раньше их существование было невозможно, т. к. предприятия, списывающие старую технику, обязаны были сдавать ее в металлолом, а частные владельцы легковых машин их вообще не бросали, поддерживая на ходу до полной дряхлости. Довольно много появилось и продавцов подержанных узлов и деталей для импортных автомобилей. Этот товар заказывают за рубежом, а также получают при разборке аварийных или не разрешенных таможней к регистрации машин.

Четвертую группу конкурентов составляют предприятия, которые практикуют восстановление изношенных деталей и агрегатов машин по заказам клиентов и дилеров, часто в кооперации с фирмами третьей группы. Восстановление изношенных узлов и агрегатов практикуют почти все автокомпании. Создается противодействие полукустарному низкокачественному восстановлению, которое может повредить репутации машин, сокращается производство новых, которые продавать в запасные части труднее, и отбирается соответствующая доля рынка у конкурентов.

Торговля восстановленными узлами стала основой отдельного направления - "сервиса по обмену агрегатов", особенно развившегося в сфере ремонта дорожно-строительной, землеройной, сельскохозяйственной и другой техники, эксплуатируемой в отдаленных от крупных населенных пунктов местностях.

Наши продуценты машин еще не создали сбытовые инфраструктуры, подобные зарубежным, и на местах нет в полном смысле полномочных дилеров, обязанных обеспечивать запасными частями владельцев техники. Торговлей запасными частями к отечественной технике занимается множество малых и больших предприятий.

Никто из них не имеет монопольных дилерских прав на территорию, а получают они товар с тех же самых заводов. В наших условиях, при слабо развитом сервисе и практике самостоятельного ремонта, розничная продажа оригинальных запасных частей к отечественной технике через магазины будет актуальна еще много лет.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.