Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
>
Освоение техники вождения

Раздел V. Обучение вождению в сложных условиях

Тема 22. 10 часов днем + 4 часа ночью. Вождение по улицам с двухрядным и многорядным движением. Выезд на улицы с интенсивным движением. Остановка у тротуара и продолжение движения. Умение руководствоваться дорожными знаками, линиями разметки, сигналами светофоров и регулировщиков. Движение в транспортном потоке с соблюдением безопасных дистанций и интервалов. Перестроение. Обгон различных транспортных средств, в том числе автобусов и троллейбусов. Проезд пешеходных переходов.

Проезд остановок общественного транспорта. Совместное движение с трамваями, троллейбусами, автобусами, легковыми автомобилями и другими транспортными средствами. Поворот в проезды с односторонним движением, выезд на улицы с двусторонним движением. Движение по бульварным проездам. Повороты и развороты. Въезд в ворота и выезд из ворот. Проезд под арками. Движение на мостах, путепроводах и тоннелях. Аварийные ситуации и возможные решения.

Тема 23. 10 часов днем + 4 часа ночью. Проезд сложных регулируемых перекрестков. Перестроение для движения в рядах, поворота на перекрестках и в обозначенных местах. Проезд перекрестков с регулированием движения. Поезд регулируемых бульварных пересечений. Меры предосторожности при появлении транспортного средства, подающего специальный сигнал.

Обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов. Движение через перекрестки совместно с трамваями, троллейбусами, автобусами и другими транспортными средствами. Повороты и развороты на перекрестках. Аварийные ситуации и возможные решения.

Тема 24. 10 часов днем + 2 часа ночью. Вождение по загородным дорогам с интенсивным движением. Выезд из населенного пункта на автомобильную дорогу или магистраль. Практическое закрепление правил остановки и стоянки на автомобильных дорогах. Съезд на второстепенную дорогу. Выезд со второстепенной дороги на главную. Движение на пересечении разных уровней. Движение на закруглениях с виражами и без них, на подъемах и спусках, по мостам, путепроводам, в тоннелях, под мостами и путепроводами.

Обгон Встречный разъезд в местах сужения дороги. Встречный разъезд на поворотах. Проезд железнодорожных переездов. Проезд населенных пунктов, проезд мимо остановок маршрутных автобусов. Совместное движение и встречные разъезды с автобусами на перегонах, соблюдение мер предосторожности. Обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов.

Тема 25. 10 часов днем + 2 часа ночью. Вождение по грунтовым дорогам в сложных условиях. Движение по загородным дорогам. Проезд перекрестков. Движение по мостам и путепроводам. Проезд населенных пунктов с соблюдении" требований безопасности. Движение по объездным путям. Встречный разъезд. Умение руководствоваться дорожными знаками. Проезд железнодорожных переездов. Въезд на грунтовые проселочные дороги. Движение на крутых поворотах, крутых подъемах и спусках. Проезд по деревянным мостам и полевым мостикам.

Преодоление речек и ручьев. Преодоление водных преград по льду. Движение по полевым, лесным, колейным и щитовым дорогам. Движение по песку и вязкому грунту. Преодоление косогоров, неглубоких канав, насыпей, выемок. Движение по дамбе, плотине. Движение по заснеженным дорогам, зимнику, преодоление снежных наметов. Вывод забуксовавшего или застрявшего автомобиля с использованием подручных материалов, противобуксовочных средств, самовытаскивателей. Движение по загородным дорогам. Въезд в населенный пункт. Аварийные ситуации и возможные решения.

Тема 26. 6 часов днем + 2 часа ночью. Тренировки на площадке. Движение передним и задним ходом по змейке, овалу, восьмерке с разучиванием техники: замедление - поворот - разгон с постепенным наращиванием скорости от занятия к занятию. То же с прицепом передним ходом, контроль габаритного коридора.

Тема 27. 6 часов днем + 2 часа ночью. Тренировки на ледяной площадке. Вызов и ликвидация заноса. Вызов и ликвидация сноса.

Тема 28. 4 часа днем + 2 часа ночью. Движение с прицепом на легковом и грузовом автомобиле. Распределение груза на прицепе, контроль нагрузки на сцепное устройство.

Движение по улицам, контроль бокового интервала, контроль габаритного коридора на поворотах. Движение по дорогам, прохождение закруглений, контроль габаритного коридора на закруглениях. Особенности разгона, замедления и торможения. Занос и снос - предупреждение и ликвидация.

Фактическая длительность отдельных упражнений зависит от степени усвоения. Основная проблема в начале занятий - научиться одновременно выполнять различные действия: обе ноги работают педалями, обе руки заняты рулем и рычагом переключения передач, глаза фиксируют ситуацию на дороге, мозг оценивает ее, принимает решения и дает команды мышцам. Водитель при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения выполняет 40-50 операций на 1 км пути только руками и ногами, а количество операций мозга и сосчитать нельзя.

За рулем в начале обучения не стоит работать более 30 минут. По мере достижения автоматизма в выполнении сложных приемов управления время занятий постепенно увеличивай. В конце обучения води автомобиль не менее 2 часов непрерывно днем, и 1 час ночью. В результате нужно научиться уверенному вождению автомобиля в различных дорожных условиях и в обстановке интенсивного движения с неуклонным соблюдением правил движения.

Выезжай на улицы города сначала только в выходные дни или рано утром, чтобы привыкнуть к разметке, светофорам, знакам, указателям, освоить нужные маршруты, перестроения перед поворотами. Когда запомнишь маршруты и сможешь проехать, автоматически реагируя на знаки, указатели и разметку, можно начинать выезжать в более оживленные часы. Днем внимание дополнительно загружено слежением за другими автомобилями, за людьми, переходящими и перебегающими проезжую часть, выходящими из-за автобусов и трамваев, за неровностями дороги.

Важно ездить много - только практика закрепляет навыки. Как можно дольше, пока не почувствуешь уверенности, не вози пассажиров. Во-первых, они отвлекают от управления уже своим присутствием, во-вторых, ты за них отвечаешь и в случае аварии даже по их вине - отвлекли разговором - оплачивать пособие по их нетрудоспособности, если они пострадают, будешь ты.

Во время движения по дорогам и улицам развивай навыки обнаружения средств регулирования движения - указателей, знаков, светофоров, дорожной разметки, регулировщиков. Учись замечать все, что формирует ситуацию на дороге - автомобили, пешеходов, сигналы водителей, тип и состояние покрытия, боковые дороги и линию застройки зданий у пересечений.

Развивай боковое зрение, переводи взгляд, не поворачивая головы. Это помогает правильно оценивать дорожную обстановку. Стоящий пешеход может пойти. Стоящий у обочины автомобиль может неожиданно тронуться или у него откроются двери с левой стороны.

Упражнения по маневрированию - повороты, развороты, движение задним ходом, въезд в ворота - сначала разучи, а затем повторяй до автоматического их выполнения в различных условиях движения. Не менее 75% учебного времени отдай выполнению всех возможных маневров. Это важно потому, что при движении по дорогам нет времени на обдумывание последовательности исполнения маневров - все внимание должно быть направлено на соблюдение безопасности.

По окончании каждого упражнения давай самооценку достигнутым результатам и, проанализировав ошибки, обдумывай способы их устранения. Не надейся, что все необходимое подскажет и расскажет инструктор.

Самообучение и самоконтроль - обязательные требования к водителю. Ездить придется без инструктора, в сложных дорожных условиях, в мощном и опасном автомобиле, подчиняющемся любой твоей команде - даже неразумной.

Если заглохнет двигатель посередине улицы, не волнуйся, не реагируй на раздраженные сигналы или крики других водителей, не суетись. Это бывает с каждым и не только с начинающими. Включи аварийную сигнализацию. Заведи двигатель и не спеша трогайся. Если двигатель не заводится, покажи рукой другим водителям, чтобы они объезжали, а сам попытайся на стартере, или толкая машину, добраться до тротуара, обочины или другого места, где машина никому не помешает и там не спеша устрани неисправность.

Приступай к тренировкам по вождению, изучив устройство автомобиля, зная назначение механизмов управления, понимая, что происходит в агрегатах автомобиля, зная поведение автомобиля в разных условиях и изучив основы правил дорожного движения.

Перед тренировками читай соответствующие разделы этой книги. Прочитав, будешь знать, как действовать, а потренировавшись, будешь уметь действовать.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.