Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
> Берегись автомобиля

Общение с автомобилем опасно не только в движении. Большой вес, твердые поверхности и кромки узлов, вращающиеся детали, качение в незаторможенном состоянии, пожароопасные топливо, масло и краска, ядовитые жидкости, запахи и газы, неисправный инструмент - все это может стать причинами травматизма и несчастных случаев.

Следует соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих при ремонте автомобиля. Рабочее место в гараже должно быть хорошо освещено, иначе придется близко наклоняться к зоне работы или к вредным веществам, увеличивая опасность травматизма, отравления и повреждения глаз.

• Содержи в порядке инструменты. Плохо закрепленные головки молотков, расклепанные пробойники, изношенные или плохо заземленные электрические провода, изношенные отвертки, гаечные ключи с непараллельными губками, треснувшие головки ключей, проскальзывающие трещотки ключей или неправильно закрепленные головки могут привести к травме.

• Нежелательно давить на ключ, отворачивая или затягивая гайки или болты. Всегда тяни ключ на себя. В ситуации, когда ключ необходимо толкать, толкай его открытой ладонью, иначе при соскальзывании ключа повредишь суставы пальцев. Выбирай положение, исключающее возможность падения.

• Убедись, что разводные ключи прочно охватывают гайку или болт, и тяни рукоятку так, чтобы неподвижная губка была обращена к тебе.

• Наноси удары молотком прямо, избегай скользящих ударов.

• Не пытайся ослаблять или затягивать гайки, требующие большого усилия, когда машина стоит на домкрате - можно столкнуть машину.

• Если работаешь в смотровой яме, не проливай в нее бензин и не оставляй включенным двигатель, когда машина стоит над ямой, так как. выхлопные газы тяжелее воздуха, они будут скапливаться в яме, что может привести к быстрому летальному исходу.

• При использовании электроинструмента, переносной лампы и т.п. проверяй правильность подключения разъемов и при необходимости качество заземления. Не используй такие устройства во влажных условиях и не допускай искрения или чрезмерного нагрева вблизи паров бензина.

• Не поднимай тяжелые детали - привлекай помощников.

• Не спеши закончить работу, используя опасные приемы.

• Не оставляй детей рядом с оставленной без присмотра машиной.

• Надевай защитные очки, работая с такими инструментами, как дрель, шлифовальная машина, заточной станок при резке, сверлении, шлифовании или извлечении деталей с помощью рычага, а также работая под машиной. Если носишь очки, то для того, чтобы их можно было использовать как защитные, они должны быть изготовлены из упрочненного стекла. Можно также надевать защитные очки поверх обычных. Надевай очки при работах с аккумулятором. Если электролит попал в глаза или на кожу, промой пораженную часть большим количеством воды или водным раствором пищевой соды и немедленно обратись к врачу.

• Опасно работать в свободной одежде и с длинными волосами вблизи подвижных деталей двигателя. Ветошь, свисающая из заднего кармана, может намотаться на вращающийся вал или вентилятор. Короткие рукава более безопасны, чем длинные и свободные; обувь с сильно рифленой подошвой лучше сцепляется со скользкой поверхностью. Перед проведением ремонтных работ снимай часы, кольца, цепочки и т.п. Длинные волосы убирай под шапку.

• Не используй карманы для переноски инструментов. Падение или удар могут привести к травме.

• Убедись, что используемые подъемные приспособления выдержат необходимую для работы нагрузку.

• Работая в одиночку, попроси кого-нибудь периодически посматривать за тобой, чтобы не оказаться без помощи при несчастном случае.

• Выполняй работу в логической последовательности, убеждаясь, что все собрано правильно и все соединения затянуты.

• Не касайся высоковольтных проводов системы зажигания при работающем двигателе или во время его прокрутки, особенно, если детали влажные или повреждена изоляция - можно получить электрический удар. Напряжение в выходных цепях электронного зажигания доходит до 40000 вольт и может оказаться смертельным.

• В гараже желательно иметь отдельную нестандартную аптечку со своим набором материалов, чтобы не разукомплектовывать автомобильную в случае необходимости. Храни огнетушитель и аптечку первой помощи в легкодоступном месте.

• До подъема автомобиля домкратом устанавливай клинья под колеса, чтобы автомобиль не покатился при поднятии. На ручной тормоз и включенную передачу не надейся. Под домкрат подкладывай короткую доску, чтобы он не вдавливался в грунт. Кирпичи и цементные блоки не подходят - они легко раздавливаются. Подняв автомобиль, подставляй под него специальные металлические подставки - с домкрата автомобиль падает от сильного толчка.

• Работать под автомобилем желательно на подстилке, чтобы не простудиться, и в очках, защищающих глаза от песка и грязи, падающих с днища.

• Не лезь под автомобиль при работающем двигателе.

• Работая вдвоем, согласовывайте действия.

• При работе под капотом выключай двигатель.

• Пробку радиатора или расширительного бачка при закипании охлаждающей жидкости открывай, накрыв ее тряпкой или надев рукавицу и отвернув лицо, постепенно стравливая давление, чтобы не обжечь руку и лицо паром или жидкостью.

• Не сливай масло из горячего двигателя, не убедившись, что оно остыло до безопасной температуры.

• Не дотрагивайся до деталей двигателя, выхлопных труб, глушителя и катализатора, не убедившись, что они достаточно остыли.

• Блокируй колеса и включай стояночный тормоз, если для выполнения работы требуется работающий двигатель.

• Заправляйся только при выключенном двигателе.

• В гараже нельзя хранить более 20 литров бензина и более 5 литров масла, Домашние вещи, мебель и т.д.; заправлять автомашину в гараже опасно, так же как и проводить электросварочные, покрасочные работы и промывать детали бензином и другими растворителями; не рекомендуется ставить в гараж автомобиль с подтекающим топливом и неисправной системой электрооборудования; курить и пользоваться открытым огнем опасно.

• Не используй самодельные электронагреватели.

• Не оставляй открытыми легковоспламеняющиеся жидкости и промасленный обтирочный материал.

• Сбрасывай давление в топливной системе перед отсоединением любого из топливопроводов. Хотя подача топлива под давлением используется только в автомобилях с системой впрыска, это необходимо делать всегда, когда отсоединяешь какой-либо топливопровод или топливный шланг, чтобы вырвавшийся бензин не стал причиной пожара.

• При зарядке аккумуляторной батареи выделяется водород, образующий с воздухом гремучую смесь, взрывающуюся от искры, поэтому во время подзарядки не пользуйся открытым огнем и исключи искрение в зажимах проводов.

• Не кури вблизи бензина, очищающих растворителей или других легковоспламеняющихся материалов.

• Не приближайся к открытому огню в пропитанной бензином и промасленной одежде или с облитыми бензином руками.

• Отсоединяй провода от аккумулятора перед его зарядкой. Не подключай мощное зарядное устройство к установленному на автомобиле аккумулятору и не пытайся использовать 24-вольтные устройства для облегчения запуска двигателя. Отсоединяй провод "массы" от аккумулятора при работе с электрооборудованием.

• В гараже нужно иметь два-три больших огнетушителя - пожар быстро охватывает большие поверхности и может перекинуться на соседние гаражи. Применяй самосрабатывающие огнетушители. При нагреве до 120°С их колба разрывается, образуя порошковое облако объемом в 8 куб. м, которое гасит огонь.

• В случае возникновения пожара в гараже независимо от принимаемых мер по его тушению, надо вызывать пожарных.

• Используй искусственную вентиляцию при работе с любыми химическими веществами, вредными для здоровья. Следуй инструкциям производителя данного вещества. Тормозная жидкость, антифриз, растворители, красители и т.п. соединения являются смертельными ядами при попадании внутрь организма. Держи химикаты и рабочие жидкости в плотно закрытой таре и в местах, недоступных для детей.

• Некоторые пары обладают высокой токсичностью и могут быстро вызывать плохое самочувствие и даже смерть, если вдыхать их продолжительное время. Пары бензина относятся к той же категории, что и пары некоторых растворителей. Любой слив или перелив таких летучих жидкостей следует выполнять в хорошо проветриваемом месте.

• Краски и растворители выделяют пары, вызывающие отравление, а при попадании на кожу-раздражение и ожоги. Подкрашивать детали или автомобили нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями тщательно мой руки теплой водой с мылом.

• При использовании чистящих жидкостей и растворителей внимательно прочти инструкцию по их применению. Не используй вещества из емкостей, не имеющих надписей - возможно их пары ядовиты.

• Бензин вызывает раздражение, попадая на кожу. Оставшиеся в таре его пары взрываются. Не используй для бензина пластмассовые канистры - некоторые виды пластика электризуются и при отворачивании пробки возникают искры, от которой взрываются пары. В этилированном бензине содержится тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма.

Не следует мыть руки и детали таким бензином. Пары этилированного бензина не менее ядовиты, чем сам бензин, поэтому заправляя автомобиль этилированным бензином, становись с наветренной стороны, а при ремонте деталей двигателя, работающего на этилированном бензине, подержи их в керосине для обезвреживания отложившегося на них тетраэтилсвинца.

Этилированный бензин обезвреживается промыванием участка кожи или одежды теплой водой с мылом. При попадании этилированного бензина в глаза промой их 2% раствором соды или теплой водой, затем обратись к врачу. Для обезвреживания этилированного бензина используют хлорную известь, растворенную в теплой воде.

Пол, на который был пролит этилированный бензин, посыпают песком, затем сметают его и наносят слой хлорной извести на 4-5 часов. Не используй бензин для мытья рук. Ядовитый свинец может попасть в .организм через порез, накапливаясь в нем. Бензин также смывает с кожи слой жира, и такая совершенно сухая кожа всасывает масло и смазку.

• Серная кислота, содержащаяся в электролите, разрушает ткань одежды и вызывает ожог кожи. Если электролит попал на кожу быстро сотри его и промой кожу водой или 10% раствором питьевой соды.

• Не всасывай токсичные жидкости, такие как бензин, антифриз и тормозная жидкости ртом, не допускайте их попадание на кожу.

• Избегай вдыхания пыли от изношенных тормозных накладок и накладок диска сцепления, некоторых прокладок - они. содержат асбест, а он является канцерогенным веществом. Удаляй асбестовую пыль с деталей влажной тряпкой и после использования выбрасывай ее. Если сомневаешься, считай, что деталь содержит асбест.

• Не оставляй на полу разлитое масло или густую смазку - тщательно вытри ее, чтобы не поскользнуться.

• Используй чистые тряпки и инструменты при работе с открытой топливной системой и не допускай попадания загрязнений в систему. Тщательно очищай все детали перед установкой и подготавливай чистую рабочую поверхность для разборки и осмотра деталей. Для протирки деталей используй безворсовую ветошь, и избегай использования для очистки щелочных растворителей.

• Не запускай двигатель в гараже без искусственной вентиляции. Поскольку содержащаяся в отработавших газах двуокись углерода (СО) ядовита и для вывода ее из организма требуется много времени, можно накопить смертельную дозу СО, просто вдыхая его понемногу каждый день, причем можно даже не догадываться о том, что медленно отравляешь себя. Всегда используй вытяжные трубы, вентиляторы, открывайте двери гаража перед запуском двигателя. Если нужно, чтобы двигатель работал, делай это на открытом воздухе или по крайней мере так, чтобы задняя часть машины была снаружи гаража, и чтобы ветер не загонял выхлопы в гараж.

• Ремонтируй кондиционер только в специализированной мастерской. Хладагент нетоксичен, но выделяет смертельно ядовитый газ вблизи открытого пламени.

• Избавляясь от отработанных масел, тормозной жидкости, антифриза и т.д. выливай их в отведенные для этого места, не загрязняй систему канализации и землю.

• Нельзя стоять вблизи натянутого троса. Стальные тросы нельзя брать руками без рукавиц.

• При погрузке или разгрузке надежно закрепляй на месте автомобиль, не отлучайся от него и не выполняй ремонтные работы.

• Заправляйся только при выключенном двигателе.

• Опасно заталкивать руками или ногой подручные материалы под буксующее колесо.

• Если в пути возникает необходимость устранения неисправности, то автомобиль останавливай в наиболее безопасном месте на обочине или вблизи тротуара. Обязательно установи знак аварийной остановки, а в темное время суток дополнительно включи габаритное освещение.

• Без специальных подставок под автомобиль даже не заглядывай. При необходимости работать под машиной влезай под нее со стороны, противоположной движению транспорта. Работать под автомобилем желательно на подстилке, чтобы не простудиться, и в очках, защищающих глаза от песка и грязи, падающих с днища. Не лезь под автомобиль при работающем двигателе. Работая вдвоем, согласовывайте действия.

• Если приходится стоять на проезжей части, располагаться под машиной для работы лучше вдоль нее. На уклоне автомобиль для подобного ремонта ставь только поперек уклона, во избежание сползания.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.