Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
> Автомобиль и дороги

Качества автомобиля: тягово-скоростные, тормозные, топливная экономичность, управляемость, устойчивость, маневренность, проходимость определяются способностями автомобиля использовать или преодолевать соответствующие физические силы.

Тягово-скоростные параметры определяют диапазон изменений скорости и интенсивности разгона автомобиля в различных условиях. При испытаниях замеряют семь показателей тягово-скоростных свойств: скоростная характеристика разгон - разбег, скоростная характеристика на высшей и предшествующей передачах, скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем, максимальная скорость, условная максимальная скорость, время разгона на определенных участках и время разгона до заданной скорости.

На топливную экономичность оказывают влияние аэродинамические параметры автомобиля, характеристики шин, передаточное число главной передачи, количество передач и их передаточные числа в коробке передач.

Тормозной путь - расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки. Замедление автомобиля - величина, на которую уменьшается скорость автомобиля за единицу времени.

Управляемость автомобиля - его способность отзываться на самые малые команды руля, а также стабилизировать направление движения после влияния небольших неровностей дорожного покрытия. Управляемость и стабилизация обеспечиваются конструктивно рулевым механизмом и установкой управляемых колес под определенными углами: продольный и поперечный угол наклона шкворня, углы развала и схождения колес.

Стабилизирующие свойства имеют и шины легковых автомобилей, благодаря небольшому давлению воздуха и гибким боковинам. Но они склонны к уводу при боковом прогибе шины под влиянием поперечной силы. Увод передних колес увеличивает радиус поворота, задних - уменьшает.

Если угол увода задних колес больше, чем передних - автомобиль виляет и водителю приходится корректировать направление движения. Для выравнивания степени увода передних и задних колес рекомендуется давление воздуха в шинах передних колес поддерживать ниже, чем в задних.

Устойчивость движения определяется критической скоростью криволинейного движения - она характеризует устойчивость автомобиля против опрокидывания или заноса под воздействием поперечной составляющей силы инерции.

Поворачиваемость автомобилей - одна из характеристик. Переднеприводные автомобили имеют недостаточную поворачиваемость, что помогает им более уверенно проходить закругления на обычных скоростях, без заноса. Заднеприводные автомобили с двигателем сзади имеют избыточную поворачиваемость. Заднеприводные автомобили с двигателем впереди и полноприводные автомобили в обычных условиях имеют недостаточсную поворачиваемость, но при изменении режимов движения, перегрузке задних колес или снижении давления в них - избыточную.

Маневренность характеризуется минимальным и габаритным радиусами поворота, и габаритной полосой движения. Чем меньше эти радиусы, тем выше маневренность. Габаритная полоса характеризует ширину коридора, необходимую при крутых поворотах и возможность движения автомобиля с прицепом или без него в проездах заданной формы и размеров. Она определяется траекторией автомобиля и сдвигом траектории прицепа к центру поворота.

Профильная проходимость - способность автомобиля преодолевать неровности и препятствия на дороге, а также вписываться в габариты дороги. Она зависит от габаритных размеров, высоты центра тяжести, переднего и заднего углов свеса, радиуса горизонтальной проходимости, продольного и поперечного радиуса проходимости, наименьшего расстояния между низшими точками автомобиля и дорогой, продольной и поперечной устойчивости к опрокидыванию - наибольших углов преодолеваемых подъема и поперечного откоса, диаметра колес, а для автомобиля с прицепом также и углов гибкости автопоезда.

Опорная проходимость определяет способность автомобиля двигаться по мягким поверхностям. Важным условием опорной проходимости является соотношение между наибольшей силой тяги и силой сопротивления движению. В большинстве случаев проходимость автомобиля с прицепом ограничивается недостаточной силой сцепления колес с дорогой и в связи с этим невозможностью использовать максимальную силу тяги. Опорная проходимость определяется сцепной массой - массой, приходящейся на ведущие колеса, чем она ниже, тем выше проходимость. Очевидно, что у внедорожников сцепная масса ниже, так как все колеса ведущие.

Сила сцепления ведущих колес с дорогой определяется давлением массы, приходящейся на одно колесо, на площадь контакта шин с дорогой -удельным давлением. На рыхлых грунтах проходимость лучше, если удельное давление меньше - площадь контакта больше за счет ширины шин или снижения давления в них. На твердом покрытии - проходимость выше при большом удельном давлении - меньшей площади контакта - узких шинах или высоком давлении в них.

Шины с крупным рисунком протектора на мягких грунтах имеют большую площадь контакта и меньшее удельное давление; на твердых грунтах площадь контакта этой шины меньше и удельное давление увеличивается. Для движении по мягким, песчаным, торфяным грунтам, тундре и снегу применяют широкие или арочные шины, или шины с регулируемым давлением.

При совпадении колеи передних и задних колес проходимость автомобиля повышается - меньше сопротивление движению. Оба вида проходимости определяется также соотношением между тяговой силой и силой сопротивления движению, возможностью использования тяговой силы, зависящей от силы сцепления ведущих колес с дорогой.

Потребительские качества автомобиля - расходы на содержание, простота управления, удобство и обслуживания, комфорт, плавность хода, безопасность пользования, долговечность, престижность.

Тип кузова и его конструкция определяются назначением автомобиля. Закрытый кузов с четырьмя или двумя дверями и двумя рядами полноразмерных сидений называется "седан". В нем три объема - моторный отсек, салон, багажник, изолированные друг от друга перегородками.

Двухобъемные кузова "универсал" или "комби" имеют большую заднюю дверь в багажном отделении. Задние сиденья могут складываться, позволяя втрое увеличить пространство для багажа. Кузов со срезанной задней частью с открывающейся вверх дверью называется "хэтчбек". Однообъемные кузова автобусов становятся популярными и для легковых автомобилей.

Расходы на содержание автомобиля определяются стоимостью горючего, затратами на техническое обслуживание и ремонт и прочими расходами, связанными с владением автомобилем.

Основную долю расходов при эксплуатации автомобиля составляет стоимость топлива. Оценить эту статью затрат можно, зная расход топлива на 100 км пробега.

Удобство обслуживания автомобилей зависят от их конструкции.

Удобство управления зависит от удобства посадки, легкости манипулирования органами управления.

Уровень комфорта автомобиля определяется характеристиками подвески, уровнем шумности, совершенством отопления и вентиляции, конструкцией сидений и панели приборов, дополнительным оборудованием и приборами, устанавливаемыми в салоне, размерами салона и багажника.

Безопасность автомобилей различают активную и пассивную. Активная безопасность - это свойства автомобиля, определяющие его динамику, устойчивость, управляемость, звуковую и световую сигнализации и др. Например, автомобиль с передним приводом на скользкой дороге менее склонен к заносу и требует меньше корректирующих движений рулевым колесом, чем автомобиль с задним приводом.

На автомобилях повышенной проходимости применяется полноприводная схема с передним расположением двигателя, раздаточной коробкой, межосевым дифференциалом и двумя ведущими мостами. В последние годы эта схема применяется и на обычных автомобилях для повышения их устойчивости и управляемости.

Несмотря на повышенный расход топлива и удорожание, полноприводные автомобили получают все большее распространение.

Пассивная безопасность - это свойство, обеспечивающее снижение тяжести последствий ДТП травмобезопасными конструкциями отдельных частей автомобиля как внутри, так и снаружи его.

Пассивную безопасность улучшают усилением жизненного пространства -
объема, занимаемого водителем и пассажирами, за счет большей прочности пола, крыши, стоек, а также установкой травмобезопасной рулевой колонки, безосколочных лобовых стекол, утопленных ручек в дверях, полумягкой отделки приборной панели, подголовников, солнцезащитных козырьков, поручней для пассажиров, сидящих сзади.

Долговечность автомобиля зависит от срока службы кузова.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.