Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на выживание
> Управляй собой

Этика автомобилистов

Ты - член всемирного содружества водителей, у тебя миллионы коллег. У водителей принято помогать друг другу - подсказывать правильный маневр, уступать дорогу, если просят, предупреждать об опасности, помогать в устранении неисправностей.

В водительской практике важны этические нормы - ответственность, следование дисциплине потока или колонны, уважение к другим водителям и пешеходам.

Предоставляй преимущество в движении:
• водителям, которые не замечают твою машину, выезжая из-за кустарника, зданий или плохо видя через окна, покрытые грязью или льдом;
• пешеходам, не замечающим машин из-за зонтов или шляп, увлеченно беседующим;
• детям, перебегающим дорогу;
• работающим на дороге рабочим;
• слепым с тросточкой или собакой-поводырем;
• водителям, двигающимся неуверенно - высматривающим номера домов, иногородним и т.п.;
• водителям, которые совершили ошибку - вынуждены въехать на твою полосу, избегая наезда на велосипедиста, пешехода и т.п.

Черты характера водителя проявляются в его поведении за рулем. Если милейший человек, твой знакомый, останавливается прямо на автобусной остановке, мешая подъезжающему коллеге - водителю автобуса, или мчится по лужам, обрызгивая прохожих, или "подрезает" других, или оставляет машину надолго в проезде у дома или на стоянке, перекрывая путь всем, или вытесняет пешеходов с перехода, или дымит, прогревая мотор прямо под чужими окнами, знай, что он - хам, и это его качество придется испытать и тебе. Ответственный водитель подчиняет себя правилам дорожного движения, не ездит на красный свет, не "подрезает" путь другим.

Вот некоторые правила этики:

• Относись к другим водителям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
• Действуй понятно для других водителей и пешеходов, это поможет избежать многих критических ситуаций.
• Терпеливо и снисходительно относись к ошибкам других.
• Уступай путь водителям, которые хотят въехать в плотное движение или перестроиться. Они наградят тебя улыбкой или кивком благодарности.
• Не "заводись" от хамства и не отвечай тем же.
• Необходимость уступать право проезда другому участнику движения не должна вызывать отрицательных эмоций.
• Не возмущайся каждой мелочью - медлительным пешеходом, красным сигналом светофора, трактором, поврежденным участком дороги; относись к этим явлениям как к неизбежным, вроде дождя или снега.
• Укроти бурный темперамент - это полезно и при вождении, и при общении с инспекторами и другими водителями.
• Не осложняй жизнь соседям и знакомым своим автомобилем.
• Не засоряй землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором - для них есть отведенные места.
• Оказывай помощь в дороге другим водителям. При необходимости помогут и тебе.
• Всегда пропускай пешеходов там, где они имеют преимущественное право движения, жестом приглашай их идти, если они не решаются.
• Стоя у светофора вечером, не держи ногу на педали тормоза, т.к. яркие стоп-сигналы ослепляют водителей автомобилей, стоящих сзади.
• Не забывай благодарить поднятием руки тех, кто уступил тебе дорогу, когда ты просил, или кто предупредил тебя о чем-то. Благодарность выражают также включением на секунду «аварийки».
• Уступай дорогу, если просят другие, предупреждай других о невидимой им опасности.
• Не настаивай на своей правоте, а просто уступи дорогу дураку или неопытному. Вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, и машину он водит лучше, потому что расслаблен и уверен в себе.

Водители придумали жесты и сигналы для общения на расстоянии:

• Смена дальнего света на ближний или наоборот применяется при обгоне, выезде из ворот и переулков, на поворотах и при движении через неохраняемые железнодорожные переезды.
• Во избежание ослепления светом фар переключай свой дальний свет на ближний, приглашая к тому же водителя встречной машины. Если ослепили, включи аварийную сигнализацию и остановись.
• Мигание: одно короткое дальним светом - "обрати внимание" или "понял"; два коротких - "снижай скорость, впереди опасность или автоинспектор", несколько коротких - "пропускаю".
• Если обгоняющая машина не сможет завершить обгон из-за препятствия, водитель обгоняемого автомобиля должен либо рукой, либо световым указателем поворота предупредить коллегу о возможной опасности, а иногда и загородить дорогу.
• При разъездах на пересечениях равнозначных дорог водители иногда показывают жестами, кто должен проехать первым.
• Рекомендовать остановиться из-за замеченной неисправности - мигание фарами и звуковой сигнал, а также указание рукой на обочину.
• О спущенной шине сообщают, описывая кистью круг и указывая вниз.
Многократные короткие сигналы - выражение неудовольствия из-за нарушения другим правил движения.
• Если у идущего навстречу автомобиля не выключены подфарники после туннеля, то показывают на свои глаза или мигают фарами.
• Если у идущего впереди автомобиля неплотно закрыта дверь, необходимо обратить внимание водителя на себя, двигаясь рядом и указать на дверь рукой.
• Полный свет во всех фарах и непрерывный звуковой сигнал - просьба пропустить.
• Водитель, стоящий у открытого капота и голосующий, нуждается в технической помощи. Если он с ведром или канистрой - ему нужен бензин. Остановись, если есть несколько свободных минут, и помоги. Ты можешь завтра оказаться в похожей ситуации.
• Проситься на буксир понятнее всего, показывая трос.
• Если у стоящего автомобиля открыта водительская дверь - водитель просит о помощи, он чувствует себя плохо или ощутил приближение приступа боли, при котором может понадобиться помощь.
• Остановившись на вынужденную стоянку на дороге ночью, ставь сзади на расстоянии 25-30 м знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Если этого нет - аварийные мигалки или, в крайнем случае, только габаритные огни. Звуковой сигнал воспринимается почти мгновенно, в 5-7 раз быстрее, чем световой. Звуковые сигналы в городах и в ряде других мест запрещены, однако иногда сигнал может оказаться единственным средством сообщения с другими людьми.
• Используй сигнал лишь для предупреждений.
• Старайся устанавливать "зрительный контакт" с другими водителями чтобы предупредить о чем-либо, для этого можно посигналить.
• На узких горных дорогах, держись правее и используй сигнал при видимости менее 60 м вперед.
• Если другой автомобиль едет медленно, не подгоняй его гудком. Водитель может быть сердитым, больным или иметь проблемы с автомобилем.
• Гудок не предохранит от аварии. Лучше использовать тормоза чем сигнал.
• Не сигналь, чтобы показать другому водителю, что он сделал ошибку. Гудок может обескуражить его и он наделает больше ошибок.
• Никогда не сигналь от злости.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.