Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
> Автомобиль и дороги

Дороги - сложные сооружения, оснащенные водоотводными кюветами, пересечениями в разных уровнях, мостовыми переходами, путепроводами, раздельными полосами движения, ограждениями, линиями разметки, средствами регулирования и информации. Для дорожного полотна и обрезов отводится полоса земли. Части полосы за дорожным полотном, называют обрезами. На них сажают деревья, устанавливают снегозащитные устройства.

Проезжая часть с обочинами называется земляным полотном, а вместе с боковыми канавами - дорожным полотном. Чтобы увеличить срок службы дороги, проезжую часть покрывают бетоном, асфальтобетоном, брусчаткой, булыжником, гравием и другими материалами. Для отвода дождевых и талых вод устраивают водоотводные кюветы.

На опасных участках дороги вдоль обрывов и откосов устанавливают ограждения из надолб, тумб, парапетов или отбойных брусьев. На крупных дорогах посередине иногда устраивают разделительную полосу в виде зеленых насаждений или отбойных брусьев, разделяющих встречные потоки транспортных средств. На участках пересечений или ответвлений имеются разделительные и направляющие островки, окаймленные бортовым камнем, окрашенным белыми и черными полосами, а иногда и оборудованные маяками.

Для остановок автобусов и мест отдыха устраивают "карманы". Скоростные дороги прокладывают вне населенных пунктов в целях повышения скорости движения, безопасности движения, удаления шума и загрязнения воздуха от населения. На дорогах с широкой проезжей частью выделяют полосы для движения транспортных средств в несколько рядов. Для гужевого транспорта, гусеничных тракторов и громоздких сельскохозяйственных машин параллельно основной прокладывают грейдерную дорогу.

На дорогах, проходящих через пересеченную местность, встречаются уклоны, подъемы и повороты. Горные дороги имеют крутые и затяжные уклоны, подъемы, крутые закрытые повороты, встречаются нависшие скалы, увлажненные, запорошенные или зауженные участки. Для защиты дорог от снеговых заносов и лавин применяют зеленые насаждения, переносные щиты, козырьки или туннельные ограждения.

Дороги делятся на пять категорий, определяемых шириной дорожного полотна, проезжей части, обочин, полосы движения, а также величинами уклонов и радиусов кривых.
 

Характеристики 1 2 3 4 5

Ширина полосы движения

3,75 3,75 3,5 3 3

Количество полос движения в обоих направлениях

4 2 2 2 2

Видимость поверхности дороги, не менее

150 125 100 75 50

Видимость встречного автомобиля, не менее

300 250 200 150 100

Наибольший продольный уклон

4% 5% 6% 7% 9%

Наименьший радиус кривых

1000 600 400 250 125

Допустимая скорость

150 120 100 80 60

При определении скорости и режима движения учитывай и характеристики дорог, и сцепные качества дорожного покрытия.

Автомагистрали не имеют пересечений в одном уровне с другими автомобильными или железными дорогами. Въезды и съезды на них допускаются лишь в специальных местах.

Проезжие части для каждого направления движения обособлены и разделены зеленой зоной. На автомагистралях запрещена остановка и стоянка транспорта, движение велосипедистов, гужевого и другого тихоходного транспорта, а также пешеходов.

На автомагистрали нет резких поворотов, крутых подъемов и спусков, реже приходится поворачивать рулевое колесо, переключать передачи, тормозить. Вместе с тем однообразная дорожная обстановка, монотонный шум автомобиля утомляют и даже усыпляют водителя.

При движении автомобиля со скоростью около 100 км/ч и более возникают большие инерционные силы. Даже незначительная резкость при управлении становится опасной. Воздушный поток под автомобилем поднимет его, уменьшая сцепление колес с дорожным покрытием примерно наполовину, и на закруглении дороги автомобиль может вылететь с полосы движения. Вождение автомобиля на больших скоростях требует дополнительных знаний и практики.

На автомобильных дорогах встречаются мосты, путепроводы, туннели. Перед ними дорога чаще всего сужается, в местах примыканий этих сооружений к дороге могут быть уступы или неровности, сцепные качества покрытия на мостах и путепроводах могут резко отличаться от сцепных качеств покрытия дороги.

Увлажнение, а зимой гололед нередки на дорогах, проходящих через сырые, низкие места с частыми туманами и вблизи крупных водоемов. На дорогах, проходящих через лесные массивы или аллейные насаждения, скользкость увеличивается во время листопада.

Тонкий слой снега на обледенелом покрытии при торможении не укатывается, а перемещается впереди заторможенных колес автомобиля. Мягкий, свежевыпавший снег от контакта с шиной мгновенно тает и образует водяную пленку, способствующую скольжению. Плотно укатанный снег, без обледенелой корки, обладает достаточными сцепными свойствами и менее опасен.

Наибольшая опасность скольжения, заноса и увеличения тормозного пути возникает при выезде с шероховатого дорожного покрытия на гладкое, с сухого - на мокрое, с твердого - на не укатанную грунтовую или грязную дорогу. Чем больше отшлифовано покрытие дороги, тем хуже сцепление колес с ним.

Серьезную опасность при разъезде или обгоне на узких дорогах представляет заезд колесами одной стороны автомобиля на мягкий грунт, грязь, не укатанный снег, лед, которые могут быть на обочине. Колеса одной стороны автомобиля, встретив повышенное сопротивление качению, резко меняют направление движения, и автомобиль быстро и неожиданно выносит на обочину, возможен съезд в кювет, с полотна дороги и опрокидывание.

В населенных пунктах различают улицы, проспекты, бульвары и переулки.

Улицы состоят из проезжей части, тротуаров или дорожки для пешеходов. Обычно тротуары делают выше проезжей части.

Трамвайное полотно размещают посередине либо сбоку проезжей части. Велосипедные дорожки выделяют на проезжей части линиями разметки или соответствующим дорожным знаком.

Пересечения встречаются крестовидные, X - образные, Т-образные, У-образные, вилковидные, кольцевые и смешанные. Площадь представляет собой перекресток, занимающий значительную территорию.

Для пересечения дорог в разных уровнях и для въезда без пересечений на дороги, мосты, путепроводы устраивают "примыкания" различных типов -"клеверный лист" и др.

На магистральных дорогах и улицах с интенсивным движением пересечения в разных уровнях оборудуют съездами и выездами с таким расчетом, чтобы пути движения транспортных средств не пересекались.

На пересечениях дорог или улиц транспортные потоки пересекаются, сливаются, ответвляются или разветвляются. Там, где движение мало интенсивное, пересечение транспортных потоков выполняют в одном уровне.

На дорогах с интенсивным движением проезды для нерельсовых транспортных средств устраивают над железной дорогой в виде путепроводов.

Для того, чтобы уменьшить задержки, пересечения дорог и улиц выполняют в двух или нескольких уровнях, либо в виде площади, создавая условия, при которых потоки не пересекаются.

Движение на дорогах и улицах может быть двусторонним и односторонним. На площадях безостановочное движение достигается за счет вливания, ответвления и разветвления транспортных потоков, т.е. необходимое направление движения осуществляется за счет одного или нескольких правых поворотов.

Уличная сеть может строиться по радиальному, радиально-кольцевому, прямоугольному либо смешанному принципу

Ориентироваться в городе или населенном пункте помогает знание расположения торговых, зрелищных, культурных, деловых, промышленных зон, наиболее выгодных транспортных путей и сложных пересечений, разрешенных направлений движения по определенным магистралям, направления нумерации домов, размещения средств регулирования движения.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.