Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на выживание
> Готовься к сложностям

Борьба с заносом и сносом

Занос задних колес автомобиля может произойти на мокрой, скользкой, грязной и даже иногда сухой дороге по нескольким причинам:
• неодинаковое давление воздуха в шинах;
• неравномерное распределение груза в багажнике на крыше автомобиля или в прицепе;
• износ протектора шин;
• слишком быстрое включение сцепления;
• попадание под колеса камней, щебня, мерзлых кусков грунта;
• резкое ускорение;
• резкое торможение и чрезмерная скорость на скользкой дороге;
• большая скорость на поворотах;
• резкий поворот руля;
• неровности дорог при высокой скорости;
• неравномерное торможение колес;
• разрыв шины.

Если при заносе колесо автомобиля, скользящего боком, упрется в бордюрный камень или неровности обочины, автомобиль может легко опрокинуться даже при небольшой скорости.

При заносе быстро поверни руль в сторону, в которую заносит заднюю часть автомобиля, но не на слишком большой угол, так как автомобиль может занести в противоположную сторону. Не тормози в момент заноса - колеса заблокируются и скольжение усилится.

Не выключай сцепление, не отпускай слишком резко педаль "газа", иначе торможение двигателем усилит занос. В начале заноса даже несколько увеличь обороты двигателя. Занос прекращается тем раньше, чем скорее начнешь контрмеры.

При выводе автомобиля из заноса не жди полного прекращения скольжения задних колес - едва почувствовав эффект от поворота руля, начинай обратное вращение, чтобы предотвратить занос в другую сторону. Применяй правильную технику ускоренного руления - именно для таких случаев она и нужна.

Снос передних колес происходит при слишком большой скорости при поворотах на скользкой, мокрой, грязной дороге, а иногда и на сухой, имеющей слабое покрытие - щебень, песок и т.п. Сбрось чуть-чуть "газ" - тяговая сила уменьшится и сцепление колес с дорогой восстановится. Вместо сброса газа можно на мгновение включить ручной тормоз - задние колеса заблокируются, сорвутся в занос и развернут автомобиль в нужном направлении.

Вот что рекомендуют в Центре высшего водительского мастерства для выхода из заноса и сноса: (По: Цыганков Э. С. Контраварийная подготовка водителей. - М. Транспорт, 1995 - 78 с.)
• На занос малой амплитуды реагируй рывком двух рук без перехватов с основным усилием тянущей руки.
• Стабилизируй автомобиль в глубоком заносе рывком двух рук на угол 60°, продолжая поворот одной рукой до 120°.
• Вывести из заноса переднеприводной автомобиль можно вместо руления быстрым приемом "выжми-брось" педали сцепления, с прибавлением вслед за этим "газа".
• Управляемость переднеприводному автомобилю после того, как сбросил "газ" и повернул руль в сторону заноса, возвращай быстрым возвратом руля назад и прибавлением "газа".
• Доворачивание руля переднеприводного автомобиля в критической ситуации до упора только ухудшает управляемость. Запомни углы поворота руля, увеличение которых приводит к потере управляемости.
• Если предстоит скользящий боковой удар передним колесом переднеприводного автомобиля с реечным рулевым механизмом о рельс, камень и т.п., крепко держи руль, разведя локти в стороны.

Упражнения:
• Выравнивание автомобиля при заносе. (Тема 8)
• Занос, предупредительные меры, выход из заноса. (Тема 10)
• Снос, предупредительные меры, ликвидация сноса. (Тема 10)

Управлять заносом (По: Цыганков Э.С. Контраварийная подготовка водителей. - М.Транспорт, 1995 - 78 с.) нужно научиться, чтобы его не бояться, а иногда даже использовать для экстренных маневров.

На ледяной площадке на разных скоростях вызывай занос машины и учись выходить из него. Этот опыт очень пригодится. Тренируйся на площадке с ледяным покрытием длиной 150-200 м и шириной 80 - 100 м, огороженной снежным валом - тормозным барьером шириной 1,5-2 м и высотой 0,8-1 м. Для разметки используй старые шины.

Для вызова заноса на ледяной площадке, приближаясь к повороту 90° или 60° тормози двигателем(замедление), начав поворот руля, резко увеличь обороты, добейся заноса задних колес. Ликвидируй занос поворотом рулевого колеса в сторону заноса и одновременным снижением оборотов. После восстановления управляемости и прохождения прямолинейного участка повтори то же самое на другом повороте, на третьем.

Педалью тормоза не пользуйся. Сначала двигайся на первой передаче, затем на второй. Вызывай занос на угол, не меньше угла поворота, обеспечив правильное сочетание и последовательность действий педалью "газа" и рулем. До начала резкого увеличения оборотов и пробуксовки колеса уже должны начать движение по кривой, иначе они заскользят прямо. Излишний "газ" или задержка руления могут вызвать разворот автомобиля вокруг вертикальной оси, а излишний угол руления может вызвать занос в противоположную сторону с увеличением скорости и амплитуды.

Занос задних колес на переднеприводном автомобиле вызывают включением ручного тормоза - чтобы заблокировать только задние колеса.
Занос и выравнивание отрабатывай на "змейке" с шагом 20 м на второй передаче. В середине кривой каждого поворота вызывай занос резкой подачей "газа".

После возникновения заноса сбрасывай "газ", ускоренным рулением стабилизируй автомобиль и так сотню раз за тренировку, пока не научишься выполнять все действия своевременно и воспроизводить заданные траектории движения в повороте без затруднений. Сначала ускоренное руление выполняй двумя руками с перекрестным захватом на боковом секторе, в последующем - одной рукой.

Ритмический занос. Вызвав небольшой занос плавным поворотом руля и резкой подачей "газа" и выходя из него рулением и сбросом "газа", используй инерцию автомобиля для заноса в другом направлении, резко прибавив "газ" после начала движения заднего моста из крайнего положения заноса.

Чередуя заносы одинаковой амплитуды в обе стороны, или попросту -"виляя задом", двигайся по прямой, достаточной для выполнения около десятка заносов в обе стороны.

Применяй руление рывками двух рук и опережающее руление, компенсацию заноса рулением раньше возникновения заноса, резкое повышение оборотов до максимальных, добивайся заноса в каждую сторону на одинаковый угол, смены направления заноса без пауз в постоянном темпе.

Выходя из заноса, резко прибавь "газ для вызова заноса в другую сторону. Применяй руление рывками двух рук и опережающее руление, компенсацию заноса рулением раньше возникновения заноса, резкое повышение оборотов до максимальных.

Две - три сотни таких виляний, вначале на второй,, а затем на третьей передаче со скоростью от 30 до 50 км\ч надежно закрепят навыки управления заносом.

Упражнения:
• Вызов и ликвидация заноса. (Тема 27)
• Занос и снос - предупреждение и ликвидация. (Тема 27, 28)

Вызов и прекращение сноса. Вызвать снос передних колес в начале прохождения поворота можно, повернув руль на угол более 180° и резко нажав на педаль "газа". Автомобиль теряет управляемость и начинает скользить вперед с повернутыми колесами - это и есть эффект сноса.
Чтобы его прекратить, сбрось "газ" и уменьши угол поворота колес.

Стабилизировав автомобиль на выходе из поворота, вновь разгони его на прямом участке, а затем выполни те же действия с поворотом руля в другую сторону, и так до сотни раз на тренировке. Для усвоения навыка тренируйся в режимах небольшого сноса передней оси и прохождения поворотов на грани сноса.

Упражнения:
• Вызов и ликвидация сноса. (Тема 26, 27)

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.