Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на права
>
Сложные условия

Автомобиль в ночи

Дорога со светлой поверхностью улучшает, а с темной - ухудшает видимость ночью. Лучшая видимость на неосвещенных дорогах с бетонном покрытием, затем с гравийном покрытием, обработанным битумом, затем с гравийном покрытием без обработки и худшая видимость на дорогах с асфальтобетонном покрытием. Поэтому при изменении цвета и материала покрытия корректируй скорость движения автомобиля.

Видимость зависит от освещенности, от цвета предметов и фона, от их контрастности. Вне световой полосы от лучей фар видимость резко снижается. Плохо видны автомобили или пешеходы на обочине, особенно если дорога извилистая. Автомобили темных цветов и пешеходы в темной одежде сливаются с окружающей темнотой. В лучах фар цвета почти не различаются. Ночью красный свет кажется дальше.

Человек в темной одежде может быть замечен водителем при ближнем свете фар всего примерно с расстояния 65 м, а при дальнем с 110 м. Ночью человек оценивает размеры объектов не так точно, как днем. Грязное ветровое стекло ухудшает видимость и рассеивает свет фар встречных автомобилей так, что стекло становится непрозрачным, мутным, светлым экраном. Ухудшается прозрачность стекол ночью в дождь и еще больше после дождя, когда на стекла оседают частицы грязи, поднятые проходящими автомобилями.

У полностью нагруженной машины может быть неверное направление света фар, лучи задираются кверху, поэтому перед поездками с полной или неравномерной загрузкой следует отрегулировать фары. При грязных фарах сила их света резко падает, сокращается дальность видимости. Если стекла замаслились, можно протереть их бензином. Липкий налет из-за тумана в болотистой местности, от разбитых мошек удаляют специальными моющими жидкостями или протирая табаком.

Свет встречных фар указывает направление движения, но не скорость. Включай фары еще в сумерках, не жди, пока это сделают другие, и не спеши выключать их до полного рассвета. С включенными фарами автомобиль лучше виден, особенно в пасмурную погоду.

Ночью соблюдай повышенную осторожность, особенно при разъездах со встречными автомобилями. В темное время суток на дорогах встречаются крупные специализированные автомобили, а также автомобили, перевозящие негабаритные грузы.

При приближении встречного транспорта заблаговременно снижай скорость, чтобы в случае ослепления быстро остановить автомобиль. И при движении по спуску, и на подъеме свет фар освещает дорогу недостаточно. Особого внимания требуют места перехода спуска в подъем - внизу часто расположены мосты, ширина проезда на них бывает уже ширины проезжей части подъездов.

При движении у верхнего перелома профиля световой поток может экранировать свет фар автомобилей, идущих навстречу с другой стороны подъема, что мешает определить расстояние до них, поэтому в зонах перелома продольного профиля маневров делать нельзя.

Закругления недостаточно большого радиуса неблагоприятны для движения со светом фар и требуют повышенного внимания.
Ночные обгоны более трудны и совершать их нужно с максимальной осторожностью. Если тебя обогнали, сразу переключайся на ближний свет. На автомагистралях с неширокой разделительной полосой надо переключать свет на ближний и при встречном обгоне, щадить глаза других водителей.

Ослепленный тобой может в тебя же и врезаться.
При плохой погоде до обгона заранее помигай дальним светом обгоняемому и очисть ветровое стекло. Не обгоняй, пока не убедишься, что обгоняемый заметил сигнал и принял вправо.

Нередко на встречных машинах горит всего одна фара - это мешает правильному определению ее ширины. В таких случаях будь особенно осторожен. Если окажется, что это мотоцикл, осторожность не была лишней - у них часто плохие водители.

Глаза человека могут адаптироваться у темноте, но смена темноты и световых пятен от фар и фонарей сбивают настройку и глаза быстро устают. Склонным к продолжительной адаптации глаз после ослепления лучше избегать движения в ночное время или учитывать эту особенность своего зрения. Рекомендуют при ослепляющем свете фар встречной машины закрывать один глаз, а когда она проедет, открывать его - он будет видеть нормально.

Во избежание ослепления светом фар надо не менее чем за 150 м до встречного автомобиля переключать свой дальний свет на ближний, приглашая к тому же водителя встречной машины. Если ослепили, необходимо включать аварийную сигнализацию и останавливаться При длительных поездках ночью следование за лидером на определенном расстоянии, включив ближний свет, позволяет водителю вести автомобиль спокойно, не напрягаться, не растрачивать свою энергию.

Передний автомобиль является активным предохранителем - его водитель выбирает безопасные ситуации. Пешеходы или водители пересекающих дорогу автомобилей, заметив лидера, наверняка заметят и следующие автомобили, даже если они включили только подфарники, и вряд ли будут пытаться проскочить перед ними.

На мокрых улицах ночью слепят блики от мокрой дороги, блики от воды на ветровом стекле, внутренняя поверхность стекол автомобиля часто запотевает. Свет, отраженный от поверхности луж, ослепляет водителя. Опасность представляют плохо освещенные места выходов пешеходов из зрелищных учреждений, места пешеходных переходов. Ночью и в сумерках пешеходы неправильно определяют расстояние до автомобилей и их скорость - при проезде таких мест скорость должна быть невысокой.

На остановках общественного транспорта ночью свет из салона автобуса и свет габаритных фонарей не позволяют видеть зону перед автобусом и не видно возможного пешехода, хотя пешеход, освещенный светом фар, уверен, что водитель его видит.

В ночное время скорость движения в местах с плохой видимостью, на поворотах и закруглениях уменьшай до минимума. Скорость не следует превышать даже тогда, когда дорога совсем свободна: препятствия ночью замечаешь неожиданно, когда принять какие-либо меры безопасности бывает трудно.

Если дальние ночные рейсы часты, установи дополнительные фары с дальним светом и противотуманные фары - они эффективны при туманах и снегопаде. Бери в дорогу кофе или крепкий чай, бутерброды, сухое печенье, фрукты. Желательно, чтобы в машине работал радиоприемник или магнитофон. Освещение панели приборов установи минимальное - оно тоже слепит ночью.

При необходимости ездить ночью приучи себя к соответствующему режиму и обязательно спи днем. Если в пути клонит в сон - обязательно остановись и поспи хотя бы немного. Даже 15 минут сна спасают от беды, а 45 или 90 - восстанавливают силы на нескольких часов. Если заснуть не можешь - расслабься в полудреме. Если нет резерва времени для сна, остановись хотя бы для физической разминки.

Если есть пассажир - не разрешай ему спать, его сон будет провоцировать твою сонливость. Разговаривайте между собой, пойте, ругайтесь, но не молчите. Вози с собой нашатырный спирт - понюхав его, отгонишь сон на время. Чаще всего сонливость возникает на слишком хороших скоростных дорогах, где монотонное движение убаюкивает. Самая сильная сонливость - от двух - трех часов ночи до появления яркого солнца.

Если увидишь, что встречные фары идут прямо на тебя, хотя ты - на своей полосе, сразу съезжай с дороги как можно дальше - водитель встречной машины наверняка спит или пьян.
Не оставляй автомобиль без освещения на темных улицах и дорогах. Лучше поискать специальную стоянку или съехать подальше с дороги. А если уж этого сделать нельзя, то оставь автомобиль с включенными габаритными фонарями на крайней полосе.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.