Учебник по вождению автомобиля. Вернуться на главную страницу.

 


Экзамены на выживание
> Опасности в пути

Авария (По: Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало, 1995 -288 с.). Аварийные ситуации нужно иногда представлять себе, тренируясь в принятии решений.

Лобовое столкновение легкового автомобиля с другим автомобилем - самый нежелательный вид происшествий. Избегая его, лучше въехать в кустарник, забор - у них нет своей скорости и сила удара будет меньше. Прямой боковой удар легкового автомобиля серединой о дерево или столб хуже лобового - машина огибает столб, сдавливая пассажиров.

При ударе передним крылом или багажником автомобиль может закрутить, но вероятность смертельного исхода для сидящих в нем меньше. Однако лобовой удар иногда лучше, чем углом, если закручивание автомобиля может выбросить его на пешеходов или под колеса больших машин.

На загородной дороге от лобового столкновения можно уйти, покинув дорогу, съехав на обочину или на зеленую разделительную полосу. Кювет нужно проскочить под острым углом. Даже если машина перевернется, это будет лучше столкновения. При съезде с не слишком крутой насыпи особенно страшного не случится, если не откроются двери - тогда пассажиров выбросит наружу и может быть под машину.

Но даже неоднократное переворачивание автомобиля заканчивается легче для пассажиров, чем столкновение. Гонщики говорят, что пока хоть одно колесо касается земли, водитель обязан управлять машиной.

Вот несколько их советов:
• во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы; расслабляться нельзя до полной остановки;
• до остановки нельзя покидать машину шансов выжить в автомобиле в десять раз больше, чем выбрасываясь из него;
• сохраняй самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности;
• сделай все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего в лоб автомобиля;
• если невозможно избежать удара, старайся перевести встречный удар в скользящий, боковой;
• при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером - мотор уйдет вниз и в салон не попадет.

При аварии нужно оберегать, конечно, голову. Переломы рук, ног, ребер излечимы, а перелом шейных позвонков и некоторые удары головой фатальны.

Если ожидаешь удара сзади:
• Приготовься тормозить, чтобы не врезаться в автомобиль впереди.

Если ожидаешь удара сбоку:
• Прижмись крепче к рулю - уменьшишь отбрасывание внутри автомобиля.

Если ожидаешь удара спереди:
• При застегнутом ремне - руками защити голову от удара о панель, руль или потолок.
• При не застегнутом ремне - падай вбок на сиденье, чтобы не ударится грудью и головой о руль и ветровое стекло.

Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. Упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины.

Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом ребенок - крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сиденье поэтому детям до 12 лет правила дорожного движения находиться там без специального устройства запрещают.

Сразу после аварии нужно выключить зажигание, чтобы предупредить возможный пожар, и поскорее выбраться из автомобиля. Если видимость плохая, могут врезаться другие машины, если разлит бензин - он может загореться. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них скорее всего бессмысленно: они заклинены и надо открывать или разбивать окна.

Если автомобиль упал в воду, он некоторое время держится на плаву. Однако двери открывать не следует - вода тут же хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться. При погружении с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Можно оценить обстановку, глубоко подышать, насыщая кровь кислородом, избавиться от лишней одежды, захватить документы и представить себе путь вверх.

Предстоит выбираться через дверь или окно, держась руками за крышу машины, а затем резко плыть вверх. Если двери заклинило и стекла не опускаются, надо разбить лобовое окно - заранее поищи, чем это делать.

Если резко распахнуть дверь и пытаться тут же выбраться, будет мешать поток, идущий в салон и напрасно потратишь силы. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. С момента прекращения дыхания в твоем распоряжении не меньше 30-40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность.

Назад | Содержание | Дальше
 

 

 

2010. Учебник по вождению автомобиля.